О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3352:


    Здравствуйте! Вы пишете: "С католической точки зрения главное - это внешняя принадлежность к Римской церкви и признание главенства Папы"(см. вопр. 3344).
    Не могли бы вы уточнить, на основании каких католических источников вы утверждаете, что именно это - "главное" с католической точки зрения? Спасибо.

 
Ответ:


В своих ответах на вопросы, касающиеся Католической церкви, я всегда, сколько возможно, избегал рассуждений о её догматических разногласиях с православием. Вы можете посмотреть эти вопросы в ТЕМАХ ОТВЕТОВ ПО АЛФАВИТУ.

Для разрешения противоречий нужна добрая воля, и у верующих в Христа людей её не может не быть. Однако на самом деле её нет. Как это объяснить? Почему существует это столь странное для христианства явление? Причина может быть только одна: на самом деле речь идет не о христианской вере, а о власти и деньгах. Добрая воля подменяется на идею политического и военного завоевания. В этом и состоит, на мой взгляд, основная ересь, и первопричина всех проблем. Присутствует она везде. В том числе и православным церквям нередко бывает трудно решить свои внутриправославные проблемы. Однако, оставаясь на канонических основаниях христианской Церкви, они всё-таки имеют возможность для братского общения и разрешения противоречий. Католическая же церковь никаких надежд на диалог не оставляет. Папу нужно просто слушаться и подчиняться. Если бы римский Папа не претендовал на власть над всем миром, но понимал бы себя, в соответствии с канонами Церкви, как епископа Рима, и возглавлял церковь своего региона, то возникающие разногласия верующие люди могли бы обсуждать на основании общего канонического права. Но римский Папа претендует именно на власть над всей Церковью, и ничего обсуждать не намерен.

Основано это утверждение не столько на юридических тонкостях римского канонического права, сколько на фактах реальной жизни. Зачем католическим орденам надо было ходить на Русь еще при Александре Невском, а после военной неудачи засылать послов, чтобы попытаться обратить русского князя в римскую веру? Какой смысл в крестовых походах против православной Византии? Или в переподчинении православных храмов на Украине римскому Папе? Зачем было, уже в начале XXI века, объявлять Россию провинцией Ватикана? И, главное: что мешает сегодня обратиться к обсуждению разногласий в духе христианского стремления к истине и любви? Ведь нам же нечего делить - кроме политической власти и денег.

Если попытаться оправдать политические претензии Рима каким-то духовным смыслом, который можно было бы им приписать, то смысл этот, с католической точки зрения, может быть только один: именно подчинение Папе, очевидно, понимается как главное условие спасения человека. Иначе, зачем надо было бы производить столько соблазнов, конфликтов, и войн? Не ради же политических завоеваний и денег? Поэтому и я упомянул в том вопросе о подчинении папе как, по-видимому, о главном, с точки зрения Католической церкви, условии спасения.

Скорее всего, внутри самой этой церкви подобные притязания оправдываются учением о Папе, как наместнике Бога на земле, или другими какими-то «догматами». Но вникать в эту казуистику не имеет никакого смысла. Потому что это уже не область веры, а область политики и власти. Поэтому, когда мне задают вопросы о католичестве, я стараюсь обратить мысль человека именно к вере и проблемам духовной жизни. Веру ведь человек находит не в результате изучения официальных документов. Она является плодом покаяния в своих грехах, и стремления человеческой души к Богу. Дальше можно было бы рассуждать и о различиях, потому что после разрыва с православием в западной церкви постепенно изменилось и представление о духовной жизни. Подобные различия важны сами по себе, вне зависимости от того, на каких официальных документах они основаны. Кто хочет, может найти их объяснение, скажем, в лекциях профессора МДА Осипова. Но главная проблема, на которую я хотел обратить внимание человека, задавшего вопрос, состоит не в поисках разницы между церквями, а в поисках покаяния и веры. Если он найдет этот путь, то обязательно найдет и Церковь. В этом и заключался смысл того ответа. Говорить же об официальных документах человеку, который ищет веру, не имеет никакого смысла. Если же он её не ищет, то тем более эти документы теряют смысл. Поэтому и я уклоняюсь от всяких догматических споров. Вне веры они являются только ширмой для прикрытия политических и материальных интересов.

КАТОЛИЦИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ - Крестовые походы, инквизиция