О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3442:


    Благословите!
    Батюшка, можно ли сравнивать по силе противодействия дьяволу молитву к Богу и святое Причастие?
    В чем разница их воздействия на душу человека, на его поведение? Что служит надежной защитой от натиска сил зла, воздействующих через средства массовой информации? Личный опыт показывает, что не смотреть телевизор и не слушать радио - этого уже недостаточно. Душа все равно чувствует и поддается на отравляющее воздействие чего-то, что, как кажется, витает в самом воздухе городов, в транспорте, в выражениях лиц, в общении с людьми...

 
Ответ:


Надежной защитой от сил зла служит только вера, и жизнь в заповедях Божиих. Конечно, вера подразумевает и регулярное причащение Святых Таин, и молитву. Но если мы не положим евангельские заповеди в основание своего отношения к людям, то всегда будем страдать от зла.

Смысл христианства состоит не в том, чтобы оградится от мира, и тем более не в том, чтобы его осуждать. Где тогда будет любовь к людям, заповеданная нам в Евангелии? Само осуждение мира говорит о нашем единстве с ним. Ибо если бы у нас не было потребности в любви к людям, мы могли бы совсем не переживать о том, что в мире происходит. Однако это переживание нередко склоняет человека не к любви, а лишь к осуждению людей. Но в этом случае осуждение никогда не оставит его, даже если он будет жить один в лесу и не видеть никого.

Христианские подвижники, которые выходили из мира, делали это совсем не потому, что ненавидели людей. Если же человек попытается выйти из мира, движимый лишь гордыней и осуждением, то кончит он плохо. Не судите, да не судимы будете, - говорит Евангелие (Матф.7:1). Заповедь предлагает нам любить даже и врагов: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матф.5:44). Гордость же может лишь осуждать. Однако собственного сердца она не понимает, и собственной злобы не видит. Поэтому Господь назвал всякого, осуждающего ближнего, лицемером. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? – говорит Он этим мнимым праведникам, - Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Матф.7:3-5).

Вопрос о том, как защититься от внешнего зла, превращается в православной духовной традиции в другую проблему: как мне самому не впадать в зло? В этой традиции человек рассуждает, например, не о том, что зло идет из телевизора , а о том, какие передачи ему лучше не смотреть, чтобы зло не ожило в его сердце. Иной человек, не настолько подверженный насилию своих страстей, может, например, смотреть новости, если ему это нужно, и узнавать из них о событиях в мире, не страдая так сильно от своей злобы, и не осуждая всех и вся. Так, например, покойный патриарх Алексий говорил в одном из своих интервью, что обычно смотрит вечером программу «Время». Общаться ему тоже приходилось с самыми разными людьми. Но при этом он всегда сохранял искреннее благожелательное отношение ко всем, и никогда не роптал, ни на телевизор, ни на злой воздух городов, ни на выражение лиц.

Зло исходит из нашего сердца (Мар.7:21,22). Мы же думаем, что оно приходит из мира, и поэтому не обретаем от него никакой защиты. Но если бы мы имели добро в своём сердце, то никого бы не осуждали, а только любили, - и тем победили зло (Рим.12:21). Это и есть выполнение Евангельской заповеди о любви, которую нам надлежит выполнить именно в этом мире, и именно по отношению к людям, которые нас окружают. Да поможет вам Господь найти этот путь, и всегда творить заповеди Евангелия, сохраняя в своём сердце мир и любовь к людям.

ОСУЖДЕНИЕ, ЗЛО - Защититься от зла