О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3249:


    Здравствуйте, батюшка.
    Я живу заграницей и недавно у нас в семье появился ребенок - сынок (ему сейчас 9 мес.). Мы с женой его очень любим (к тому же долго ждали).
    Мальчик здоровый, боевой и весьма голосистый. Это-то голосистость и есть причина моего вопроса.
    Местные наши знакомые (страна западная) относятся к детям намного проще, чем принято в России. Скажем, я здесь слышал такие рецепты, что если ребенок орёт просто так (при этом имеется более-менее четкое понимание, что он здоров, не голоден и в остальном в порядке), надо не хватать его на руки и не «сюсюкаться», а дать ему наораться вволю, пока он не вымотается окончательно и не свалится от усталости. Тогда, дескать, ребенок научится не кричать без веской причины.
    Это, наверное, правда, потому что я не слышу здесь на улицах, детских самозабвенных «концертов», когда чадо истерит как резанное, от того, что не получило, что хотело.
    Жена и бабушки, таких рецептов и слышать не хотят. Для них дите никогда не плачет без причины. Когда я заикаюсь, что хорошо бы не потворствовать этим «бесчинным воплям», то получаю в ответ, что я «изверг», «он же маленький» и т.п.
    Пока он был маленький, так оно и было - всякий раз, когда раздавался плач, какая-то причина находилась.
    Но он растёт. И теперь круг «причин» стремительно разрастается. Он не переносит, если родители заняты чем-то кроме него, не терпит если кто-то выходит из комнаты, не хочет спать на отдельной кроватке, а если нам нужно одеть его, то он надрывается в крике, будто его убивают.
    Женская часть семьи совершенно не способна проявить твердость, да и я «ломаюсь» когда он начинает заходиться «до синевы» на предмет «дайте мне немедленно поиграть телефоном, а то я…»
    Может действительно надо «сломать»? Не насилием конечно, а, просто дав наораться до изнеможения. Вроде, природа не должна допустить психике ребенка перегреться до такого состояния, которое принесет ему вред (сейчас или в дальнейшем).
    Почему я спрашиваю об этом священника? Потому, что тема не так поверхностна, как кажется.
    Мне самому в младенчестве (потом и в детстве) много в чем потакали. Я вырос, что называется «нормальным человеком».
    Но я не в восторге от своего характера. Некоторые движения в моей душе (своеволие, фарисейская вера в свою правоту, лютая ненависть к обидчикам, лукавство, желание настоять на своем, гнев, злопамятство и многое еще), как-то незаметно разрослись так, что я боюсь не справиться с ними до конца жизни.
    И многое из этого пришло из детства.
    Я смотрю на сына и вижу в нем начатки тех же движений. Это мне не кажется - так оно и есть.
    Мне когда-то думалось, что ребенок рождается «чистым листом».
    Нет, он уже с весьма непростым характером и от меня, часто, не так много зависит.
    Хотелось бы дать ему какой-то стержень - умение успокаиваться самому, без нянек; понимать, что не все в жизни надо требовать «хоть умри», но мы сейчас просто отступаем перед его напором (плюс еще бабушки готовы всегда «пожалеть дитятко»).
    Может последовать совету друзей и дать ему пару раз наораться «до отключки»?

 
Ответ:


Секрет христианского отношения к ребенку, да и вообще ко всему в жизни, заключается в том, чтобы не действовать по своим страстям. По страстям мы можем понимать только крайности: или баловать ребенка (т. е. развращать), или бросить, и пусть орет, пока не отключится. Но верующий человек вполне может искать здравые пути в своей жизни, и отвергать крайности. Все крайности от бесов, - сказали Отцы. Проблемы, как вы и сами пишете, на самом деле оказываются гораздо глубже, чем это может показаться на поверхностный взгляд. Заметить их может только человек, который действительно внимательно относится к своей душе. Например, при всей суете вокруг ребенка, тот может страдать из-за отсутствия реального внимания и любви. Из ребенка нередко делают идола, суетятся вокруг, но настоящего внимания он не чувствует. И никакое потакание всем его прихотям настоящего внимания, которое исходит из любви, не заменит. Вы пишете, например, что ребенок не переносит, если родители заняты чем-то кроме него, не терпит, если кто-то выходит из комнаты, и не хочет спать на отдельной кроватке. Это вполне может быть следствием именно недостатка настоящего внимания и любви. Потакание же капризам только помогает перевести его состояние в истерику.

Но мы можем ничего подобного не замечать. Поэтому путь к здравому воспитанию ребенка лежит не через крайности, а через исправление собственного сердца. Вы и сами пишете о своих грехах, которые влияют на воспитание ребенка. Эгоизм и гордость мучают весь современный мир. Поэтому и к детям мы относимся соответственно. Исправлять же ситуацию можно только одним способом – исправлять своё сердце. Всё, что мы обретаем в традиции Церкви, направлено именно к этой цели. На этом пути мы сможем многое понять и многое исправить в воспитании детей, да и вообще в жизни. Оставаясь же такими, какие мы есть, мы ничего не исправим, и сможем понимать только крайности: или дать ребенку наораться до изнеможения, или потакать всякой его прихоти. Но выход на самом деле лежит совсем в другой плоскости. Нужно исправлять своё сердце, так, чтобы наша жизнь действительно стала благой и здравой, и мы бы смогли проявить настоящее внимание и любовь к своим детям.

Конкретные же советы здесь давать невозможно – этому надо именно научиться. В законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1,2) – написано о благочестивом человеке.

ДЕТИ - Воспитание, КРАЙНОСТИ