О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 2978:


    Здравствуйте, уважаемый батюшка Александр.
    Если можно, ответьте, пожалуйста, на один вопрос, который стал навязчивым для меня. Дело в том, что моя мама живет в одной стране, а мы с супругом в другой, вместе жить не получается, мама не поедет уже в своем возрасте к нам, а муж не может переехать на мою родину. Да и отношения у мамы с супругом не сложились. Прошлым летом я ездила к ней на пять месяцев, этим летом снова надо ехать, не знаю насколько. Как смогла - попыталась организовать ее быт, сейчас мой брат (сын матери от первого брака) приезжает к ней ежедневно, мы на него оформили все наследство. И соседка очень помогает, заходит ежедневно. Привозят ей продукты, вызывали врача. Маме уже 80 лет, есть сложные хронические заболевания (диабет, гипертония), которые ее очень ослабили за последние годы. Бывают улучшения, бывают резкие ухудшения. И вот какой вопрос меня мучает. Необходимо ли мне, как дочери, постоянно пребывать рядом с ней, фактически оставив на все это время мужа, из-за неопределенности ее состояния? Ведь никто не знает когда закончится жизнь любого человека, и моей матери также, может быть Господь даст еще несколько лет, а может и совсем мало остается. Я знаю, что очень желательна Исповедь и Причастие перед исходом, разговаривали об этом с соседкой, она обещала позвать священника, если будет видеть, что все совсем плохо, а я не буду успевать прилететь или если со мной что-то (есть проблемы и с моим здоровьем). Наверное, необходимо поговорить и с братом, боюсь только, что он забудет или растеряется. Так постоянно меня мучает вопрос, может, если бы я там все время находилась, так была бы большая гарантия, что о священнике не забудут. Как-то в разговоре батюшка сказал, что оставлять супруга и переезжать к матери на неопределенный срок было бы неправильно и неестественно, ведь оставит человек отца и мать и прилепиться к жене (мужу). С другой стороны, если что- то с матерью, и я не успею, а священника не позовут, не получится ли, что грех будет на моей душе, что у матери не было последней исповеди? Получается, надо постоянно пребывать там и без супруга, т.к. он не сможет оставить работу, а на его зарплату мы все живем? Проблема еще в том, что мама человек не очень воцерковленный, надеюсь, она не будет против священника. Хотя для моей бабушки мама сама звала батюшку для последней исповеди.
    Пространный вопрос получился, простите. Проясните, пожалуйста, как было бы по православному поступить в такой ситуации, разумен ли переезд к матери на неопределенный срок, без супруга, или же положиться на Божию волю и оставить все как есть, т.е. приезжать к матери на несколько месяцев в году и жить спокойно, без таких навязчивых мыслей?
    Благодарю,

    А.

 
Ответ:


Бог вас благословит, А...!

Настораживает в вашем вопросе то, что вы совсем не упоминаете о том, как муж относится к вашему намерению уехать на неопределённый срок. Как будто ему всё равно. Ничего не говорите вы и о том, как вы сами переносите разлуку с мужем. Как будто и для вас в этом никакой проблемы нет. Если дела обстоят действительно так, то это очень плохо. Тогда не о чем и спрашивать: поступайте, как вы считаете правильным, и всё. Но если ваш брак реально существует, и взаимоотношения с мужем не являются простой формальностью, то именно их надо поставить во главу угла. Об этом, очевидно, сказал вам и ваш священник. Тем более что непосредственные проблемы ухода за мамой у вас решены.

Что же касается Исповеди и Причастия, то они совершенно необходимы верующему человеку на протяжении всей его жизни. Если же он никогда в жизни не причащался, то раскаяться в своих грехах и принять Причастие перед смертью ему будет очень трудно, а в большинстве случаев и невозможно. Представьте проблему, которую вы поставите перед вашей далёкой от церкви мамой, пригласив священника: ей придется переосмыслить всю свою жизнь, прийти от неверия к вере, и раскаяться во всех своих грехах. И вы хотите, чтобы она сделала это на девятом десятке своей жизни, перед самой смертью, когда у человека не остаётся даже и физических сил ни на что. Без искренней же веры в Христа и глубокого покаяния во всех своих грехах, причастие может принести нам существенный вред. Оно, собственно, и является испытанием нашей совести и веры. Да испытывает же себя человек, - говорит Апостол, - и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:28-30). Если же сердце человека обращается к вере, то он начинает исповедоваться и причащаться регулярно, и по-другому просто не может жить.

Поэтому речь можно вести лишь о том, чтобы помочь маме обратить своё сердце к Богу. Не существует никаких формальных рецептов, как это сделать. Сколько есть в вашем собственном сердце веры, столько вы и сможете принести её маме. Если, однако, она, хотя чуть-чуть, обратит своё сердце к вере, то Господь не будет требовать от неё ничего сверх того, что она может, и желание пригласить священника проблем не вызовет. Но желания такого вы за мамой не замечаете, и пишете, что можете надеяться только на то, что она не будет против священника. Однако если в этой ситуации вы попытаетесь навязать ей священника и Причастие без её желания, да еще перед самой смертью, то рискуете принести ей не пользу, а вред. Даже из простого человеческого сочувствия к маме делать это опасно. Неверующие люди обычно до последнего цепляются за жизнь и ужасаются смерти. Зная же вашу мысль о последнем Причастии, она может понять приход священника как конец всякой надежды. Умирающие люди обычно уже не имеют сил чему-то противиться, и родственникам нередко удаётся уговорить их на приход священника. Но кроме лишних мучений это может ничего не принести. Поэтому, как уже говорилось, позаботиться можно только о вере, и о благом желании вашей мамы, - и для этого совсем не обязательно ждать её смерти.

Вам же самой надо постараться успокоить своё сердце, и избавиться от навязчивых мыслей. В первую очередь вы, как и всякая замужняя женщина, должны нести свой крест в своей семье, т. е. выполнять свой долг жены и матери. Заботиться надо и о маме, но не так, чтобы бросать свою семью. Если же вы хотите позаботиться о её вере и спасении, то и здесь надо делать то, что можете, молиться о ней, - и уповать на милосердие Божие.

ПРИЧАСТИЕ - Перед смертью, РОДИТЕЛИ - Почитание родителей - Забота о родителях, РОДИТЕЛИ - Почитание родителей - Как помочь родителям прийти к вере, МУЖ - Взаимоотношения с мужем - Стоят для жены на первом месте, ВЕРА - Путь к вере - И возраст человека