1618:


    Здравствуйте, батюшка! Мой вопрос - о чувстве долга. Долг христианина - в служении Богу и людям. И мне, как христианке, жене, матери, дочери, полагается служить Богу, мужу, родителям, детям, дома и на работе. Все эти долги разрывают меня. Надо бы посещать церковь каждое воскресенье, но муж против, чтобы так часто, говорит: "Ты хоть лоб в церкви расшиби, но если семья брошена и страдает, то в чем твое христианство?”
    Надо бы не формально исполнять все свои обязанности, а сочувствовать, вникать, утешать и работать с полной отдачей. Но от этих бесконечных «надо», которые наезжают друг на друга, одно чувство вины и усталости. И молиться тяжело. Ведь и Господу от меня тоже много чего надо. Так чувство долга - хорошо это или плохо?
    О себе: Родители искренние коммунисты, муж-крещеный, но особо вопросами веры не интересуется, трое детей, младшей-16 лет; сама приняла крещение 3 года назад.

 
:


Желание «неформально исполнять все свои обязанности, сочувствовать, вникать, утешать и работать с полной отдачей», как вы написали в своём вопросе, естественно присуще совести каждого человека. Однако для того, чтобы реализовать свои благие желания, человеку нужно согласовать их с верой и учением Церкви. Иначе они накладываются на наши страсти, и ни к чему благому не приводят. Нередко человек, как слепой, идет на поводу у своих страстей, - и думает при этом, что творит заповеди Божии. Например, он может прочитать в Евангелии слова: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Матф.6: 31,32), и совсем отвергнуть всякое чувство ответственности за что-либо. Другого же человека может, наоборот, мучить гордое стремление везде продемонстрировать своё участие, и это последнее нередко бывает хуже первого. Поэтому к своим желаниям во всё вникать и работать с полной отдачей надо подходить разумно. Разумность эта отражена в святоотеческом учении Церкви, которое предлагает нам смириться, раскаяться в своих грехах, и постараться правильно нести именно свой крест. Если гордость заставляет человека разрываться между многими «надо», как вы написали, то смирение, наоборот, приводит его жизнь в гармонию. Количество «надо» при этом сокращается до разумных пределов, и они перестают, как вы выразились, «наезжать друг на друга». А главное, своими делами мы начинаем действительно приносить благо своим ближним.

Например, крест вашей жизни,– это в первую очередь долг жены и матери. Тут, действительно, надо неформально исполнять все свои обязанности, сочувствовать, вникать, утешать и работать с полной отдачей. Если вам удастся сохранить мир и любовь в семье и воспитать детей, то вы не только сами спасётесь, но сделаете счастливейшими людьми и своего мужа, и детей. Здесь, действительно, надо выполнить свой долг до конца, иначе мы разрушим свою жизнь, и принесем горе близким.

Что же касается работы, то она может иметь смысл в двух случаях. Во-первых, если это необходимо для семьи (например, если есть необходимость подработать денег). В этом случае она тоже будет частью вашего семейного креста. Но бывает, что жена просто хочет работать. Если при этом работа для неё становится самоцелью, и противопоставляется семье, то это, действительно, может привести к большим проблемам. Служить двум господам еще никому не удавалось, ибо такой человек или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Матф.6:24). Поэтому вам, как и всякой жене и матери, нужно правильно понять место работы в вашей жизни. Только тогда она не будет вас «разрывать», как вы пишете, и расстраивать вашу жизнь.

Задача обеспечить семью материально, это в большей степени крест и ответственность главы семьи - вашего мужа, хотя ему иногда и необходимо бывает помочь, как уже говорилось выше. Но разрываться здесь нет никакого повода: надо нести свой крест в семье и помогать мужу в том, в чем можете. Если же вы работаете для себя – то надо найти в этой работе ту меру, которая бы устраивала вас, и не разрушала бы вашу семейную жизнь.

В своём вопросе вы перечисляете в одном ряду: «служить Богу, мужу, родителям, детям, дома и на работе». Однако на самом деле перечисленные вами служения имеют разный смысл. Служить мужу и семье, это, как уже говорилось, главное служение жены и матери. На работе, конечно, надо искренне трудиться. Небрежное или, тем более, недобросовестное отношение к любому делу всегда является грехом. Но служение семье – это совсем другое служение. С работы можно, например, уволиться, если она по какой-либо причине перестала нас устраивать. А семья – это тот крест, который жена и мать должна нести до конца. Взаимоотношения же с родителями имеют совсем иной смысл. Родителей надо чтить, и заботиться о них. Но что значит, служить родителям? Поставить смыслом своей жизни служение родителям было бы делом бессмысленным и злым. Когда ребенок вырастает, ему надо создавать свою семью, и служить ей. Так и сказано в Библии: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). Обретая свою жизнь, отдельную от родителей, дети приносят и им утешение и радость. Если же они остаются жить при родителях, не имея своей семьи, то радости в этом бывает мало. Да и в этом случае обрести смысл жизни в служении родителям невозможно. Поэтому по отношению к родителям правильно было бы говорить не о служении им, а о любви, почитании, и посильной заботе. Конечно, детям приходится иногда отдавать немощным родителям немало сил, но если они сумеют подойти к своему долгу разумно, то забота о родителях никак не сможет расстраивать или разрывать, как вы написали их собственную жизнь.

Служение же Господу включает в себя все частные служения человека. Всё, чем верующий человек служит ближнему, на работе ли, в семье, или где бы то ни было ещё, является для него служением Господу. Однако надо понимать, что самому Богу от нас ничего не надо. Господь потому и Бог, что не нуждается ни в чем. Мы даже никак не можем Ему чего-либо дать, что было бы сотворено не Им самим. Он обладает всем, у нас же ничего своего нет. Да и сами мы принадлежим Господу, ибо Господня земля, и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней (Пс.23:1). Единственное, что мы можем Ему дать – это своё сердце, т. е. покаяние в своих грехах и веру. Жертва Богу - дух сокрушенный (Пс.50:19). Раскаявшись же в своих грехах, человек обращается к заповедям Божиим. На практике это и выражается в несении своего креста, о чем говорилось выше. Ничего большего мы Богу дать не можем. Поэтому ошибочной мыслью вашего вопроса является убеждение, что и Господу от вас «много чего надо». Здесь мы пытаемся приписать Богу свои земные страсти. Действительно, всем нам на земле друг от друга чего-то нужно. Но это никак нельзя приписывать и Богу. Я сказал Господу: Ты - Господь мой; блага мои Тебе не нужны, - говорит псалмопевец (Пс.15:2).

Что же касается посещения храма, чтения правил, и проч., то это нужно не Богу, а нам самим. Понятно, что в ваших обстоятельствах вы не сможете посещать храм так часто, как, возможно, вам хотелось бы. Уезжать в храм, чтобы семья «была брошена и страдала», как упрекает вас муж, ни в коем случае нельзя. Он правильно спрашивает вас: в чем тогда твое христианство? Ибо служение Богу состоит в любви к ближнему и, несении своего креста.

Таким образом, всё опять возвратилось на круги своя: одна у нас задача - обратиться к Богу, и со смирением нести свой крест. Если научимся правильно его нести, то всё встанет на свои места, и не будет, как вы написали, наезжать друг на друга.

Возьмите иго Мое (заповеди, несение креста) на себя, - говорит Господь, - и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:29,30).

СТРАСТИ - Ведут к крайностям, ХРАМ - Посещение храма, ЧУВСТВО ДОЛГА, КРЕСТ - Несение своего креста - Нести надо именно свой крест, КРАЙНОСТИ