О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1464:


    Здравствуйте, Александр.
    Мне 50 лет. Хотя я крещеная в православной вере, но до последнего времени по своей сути была атеисткой. А случилось то, что я обнаружила опухоль в груди. В официальную медицину, где все лечение сводится к "отрезать, чтобы не болело", я не верю совсем. Моя мама умерла через полтора года после онкологической операции. Еще через полтора года умерла моя дочь в возрасте 7 лет и тоже онкология, и тоже после операции, облучения и т.д. Только лишние муки.
    Я это к тому рассказываю, что, не очень веря в современную медицину, у меня появилась мысль, что болезнь носит не физический характер, хотя я перепробовала массу настоек, чисток, голоданий и так далее. Видимо в основе болезни дурные мысли, скверный характер, какие-то грехи.
    Плохо ориентируясь, купила молитвослов для православных женщин, и сперва стала читать все подряд. Не могу сказать, что получаю существенное душевное облегчение. И тем не менее, когда плохо, само собой читается "Отче наш".
    Поскольку лечение опухоли не только не лечится, а становится медленно, но хуже, я нашла в книге Малахова заговоры от рака и читала их на убывающий месяц. Опухоль не стала убывать. Больше того, стала расти. Я предполагаю, что я не имела права это делать. И не знаю, как мне все это остановить. Слишком уж я в этой области безграмотна, как слепая. Читаю, как заведенная, "Отче наш" до 100 раз в день.
    Просветите, пожалуйста, как сделать первые шаги по очистке души? Конечно, я грешница. Но, смею надеяться не преднамеренная.

    С уважением, Л…
 
Ответ:


Современному человеку, действительно, трудно бывает понять христианство. Ведь это не магия, не заговоры, и не чистки. Проблема наша состоит, действительно, в том, что мы, как вы прекрасно это сформулировали, «слишком уж безграмотны в этой области». Но что мешает нам эту грамотность приобрести? Сейчас почти везде открыты храмы. Для того чтобы объяснять веру, в них поставлены священники. Издаётся много духовной литературы.

Проблема, однако, в том, что верой мы почти не интересуемся. Так и вы, пишете лишь о проблемах со здоровьем, а вера интересна лишь постольку, поскольку она помогает эти проблемы решать. Медицину и веру вы прямо ставите на одну доску – именно потому, что разочаровались в медицине, вы, по вашим словам, обратились к вере. Также и в области самой веры вы не особенно различаете православные молитвы и заговоры на убывающий месяц. Всё это и приводит к тому, что наши усилия не приносят никакой пользы ни для души, ни для физического здоровья.

И тем не менее, вы всё-таки пришли к пониманию, что в основании ваших проблем (как, впрочем, и проблем каждого человека) лежит грех. Более того, во многом вы даже понимаете свои грехи, и почти исповедуетесь в них, упоминая дурные мысли, скверный характер, другие грехи, которые вы, по-видимому, знаете, но не стали перечислять в интернете. Здесь вы стоите уже на самом пороге покаяния, которое может открыть путь к вере. Однако чуда не происходит, и вы опять возвращаетесь лишь к проблемам физического здоровья.

Прийти к вере человеку мешает лишь собственная гордыня и неискренность. В той или иной мере все осознают свои грехи, и переживают из-за них, тем более что и последствия грехов со временем становятся очевидны в жизни каждого человека. Но в какой-то момент пересиливает обычное стремление оправдаться, которое все робкие ростки покаяния снова вкатывает в асфальт. Так и вы, в конце своего вопроса сводите всё, что вы написали о покаянии, на нет. «Конечно, я грешница, - пишете вы, - но, смею надеяться, не преднамеренная». Человек, обычно, легко говорит слова: «конечно, я грешен», потому что они имеют только один смысл: ничего особенного я не сделал, и имею лишь обычные грехи, как и все. Относительно же непреднамеренности грехов вы, очевидно, хотели сказать (тоже как и всякий человек), что плохого я вроде бы не хочу, и не смотря на свои грехи, человек я всё-таки хороший. Такая мысль, действительно, сидит у нас в сердце: что бы человек ни творил в своей жизни, в глубине души он всегда уверен, что он на самом деле хороший. Надо сказать, что это следует из правильного ощущения своей души, которая является образом и подобием Божиим. Лукавство же состоит в том, что он видит лишь то, что душа у него хорошая, а то, что думает и делает эта душа, старается как бы не замечать, или оправдывать. Поэтому в душе у него ничего и не меняется.

Не меняется ничего и в вашей душе, которая, как вы надеетесь, грешит не намеренно. Однако подумайте, не она ли сама выбирает плохие мысли, предпочитая их добрым? Слова о плохом характере тоже принято приводить лишь в своё оправдание. Вроде бы сам я хороший, только характер плохой. Но что за ними стоит? Наша злоба, осуждение, гордость, и другие страсти, которые выражаются в «плохом характере», являются именно тем злом, которое исходит из нашего сердца.

Святые же люди, т. е. люди, которые искренне осознавали то, что происходит с их душой, наоборот, считали себя первыми грешниками. Вместо самооправдания они каялись в своих грехах, и искали спасение, которое Господь открыл падшему человеческому роду в своём Евангелии. Этот путь открыт для всех, - но находят его лишь те, кто искренне кается в своих грехах.

Если вы постараетесь обратить своё сердце к покаянию, и взыщете веры, то Господь обязательно поможет вам. В храме вы постепенно поймете, как можно позаботиться о своей душе, и идти путём веры. Со временем можно научиться и молитве, - чтобы действительно иметь её плоды в своей жизни. Но христианская молитва, конечно, это не заговоры на убывающий месяц, и не мантра, которую нужно механически повторять по многу десятков раз. Ибо Господь не столько слушает то, что мы говорим языком, сколько внимает мыслям нашего сердца.

Покаяние, и жизнь в Заповедях Божиих, приносят мир не только в душевную, но и в телесную жизнь человека. Если грех разрушает и расстраивает человеческую жизнь, то заповедь снова возвращает ей некоторую гармонию и надежду. Однако нельзя отвергать и медицинские методы лечения телесных недугов. Только подходить к предлагаемому лечению нужно внимательно, а главное, не надеяться только на врача, ибо успех лечения - от Бога.

Да поможет вам Господь найти путь веры, и обрести на нём мир для своей души, и надежду!

БОЛЕЗНЬ(И), ВЕРА - Путь к вере, ПОКАЯНИЕ - И попытки оправдать свои грехи