О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 290:


    Батюшка, я хочу задать вам такой вопрос. Как, живя вместе с неверующими людьми, стоит молиться, соблюдать посты и т.п., ведь в наше время на верующего человека смотрят зачастую как на ненормального.
    Спасибо.

 
Ответ:


Бог вас благословит, Александр.

По-видимому, ваш вопрос состоит в следующем: как в наше время следовать внешним традициям и обрядам Церкви, которые сложились до революции. Понятно, что если вы будете пытаться внешне копировать эти традиции, то на вас будут смотреть, как на ненормального. Но на самом деле задача перед верующим человеком стоит совершенно другая. Она заключается в том, чтобы раскаяться в своих грехах, и последовать заповедям Евангелия. Только на этом пути мы можем приобщиться к истинной духовной традиции Церкви, и стать участниками её благодатной жизни. Внешне же христианская жизнь остается обычной человеческой жизнью. Нередко она вызывает даже уважение у окружающих, - потому что верующий человек, например, честно трудится, искренне относится к людям, не ворует, не лжет, и проч.

Христианство, действительно, в глазах неверующего мира является безумием. Но речь здесь идет совсем не о соблюдении внешних правил. Безумием в глазах мира является последование Христу через хранении евангельских заповедей. Это понять человеку действительно нелегко. Поэтому многие люди, даже приходя в Церковь, продолжают жить по внутренним законам падшего мира, и даже не подозревают, что может существовать что-то другое. Так и вы спрашиваете совсем не о безумии последования распятому Христу, а всего лишь об отношении людей к соблюдению постов и чтению правил.

Для успешного следования путем веры, действительно, необходимо и посильное воздержание (под воздержанием подразумевается не только пища, но и, например, излишние развлечения, пустословие, другая суета, а главное - греховные страсти: осуждение, злоба, блуд, и проч.), и молитва. Но эти вещи даже в глазах неверующего мира не выглядят безумием. Каждый разумный человек понимает, что воздержание от излишеств полезно для человека, и любой врач вам это посоветует. Даже и мысль о том, что иногда полезно бывает помолиться Богу, воспринимается, как правило, с пониманием, - хотя никто из неверующих людей и не понимает, что такое христианская молитва. Искушения здесь начинаются, как правило, лишь тогда, когда мы сами делаем что-то без смирения и здравого рассуждения о реальных обстоятельствах нашей жизни. В этом случае наши действия приобретают совсем не христианский смысл, и мы имеем дело с закономерной реакцией, например, на наше ханжество, гордость, стремление что-то навязать или доказать, - и проч. Истинная же традиция Церкви, основанная на смирении и вере, вполне может гармонично вписываться в жизнь человека.

Например, вы спрашиваете, как стоит молиться, живя с неверующими людьми? Апостол Павел отвечает первым христианам, которые жили во враждебном окружении языческого мира: Непрестанно (1Фесс.5:17). Гонения от людей, и другие скорби, на самом деле лишь помогают молитве. В искушениях человек приближается к Богу. Чтобы мы ни делали, надо стараться непрестанно жить в памяти Божией, и обращаться к Богу в своём сердце.

Если же речь идет о молитвенном правиле, когда мы откладываем все свои дела и хотим предстать перед Богом, то и здесь находим прямое указание Писания: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6, 6). Молиться невозможно на зрителях. Читать молитвенные правила в присутствии неверующих людей – это превращать молитву в спектакль.

Находим мы в Священном Писании условия и для общей молитвы. Она может быть только в единстве веры: ибо там, где хотя бы двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Матф.18:20). Также общая молитва должна быть внимательной (как, впрочем, и всякая молитва). Вот, например, описание молитвы Церкви у первых христиан: Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу (Деян.12:5).

Где бы мы ни молились, молитва наша возможна только в глубоком внутреннем мире с ближними. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Матф.5:23,24).

Из этих указаний Священного Писания следует, например, что если ближние раздражаются вашим чтением правил, то вычитывание их не принесет вам никакого плода. Поэтому лучше не делать ничего на их глазах, не спорить, и не раздражаться. Лучше постараться найти хотя бы кратковременный покой от дел и уединение в течение дня, и использовать это время для чтения духовной литературы и молитвы. Молитвенное правило может быть разной продолжительности, в зависимости от внутреннего состояния человека и внешних обстоятельств. Но молитва обязательно должна быть внимательной, и слова молитвы должны произноситься со смыслом. Предстать в своём сердце перед Богом можно только тогда, когда мы не думаем о том, как на нашу молитву реагируют окружающие, и вообще отстраняем от себя всю суету и заботы. В этом заключается смысл евангельских слов о закрытой двери. Действие же невнимательной и формальной молитвы на душу, отцы сравнили с действием дождя на железную крышу. Кроме шума оно ни в чем не выражается, вода стекает, и крыша высыхает снова.

Говоря о посте, нужно понимать, что пост в христианской жизни не является самоцелью. Поэтому, например, болезнь выше поста. Если по состоянию здоровья человеку нужно определенное питание, то нужно проявить разумность. Суббота для человека, а не человек для субботы, - говорит Евангелие (Мар.2:27). Эти слова Святые отцы отнесли к посту так: пост для человека, а не человек для поста. Пост ни в коем случае не должен привносить зло в наши отношения с ближними. Если формальное соблюдение поста может оскорбить людей (например, пригласивших нас в гости), и вообще внести зло в отношения с окружающими, то пост, как правило, лучше бывает отложить в сторону. Ибо гораздо важнее сохранить основополагающую евангельскую заповедь о любви к ближнему, чем исполнить внешние предписания о посте.

Так же как не имеет смысла молиться напоказ, так напоказ нельзя и поститься (Матф.6:16-18). Демонстрируя свой пост людям, мы уже не служим Богу. Если же при этом еще и раздражаем людей, то пост наш становится великим злом.

Всё это вытекает из веры, и можно было бы сказать даже так: поставили бы мы во главу угла именно веру и любовь к ближнему, заповеданную нам в Евангелии, то легко сумели бы привести в гармонию с этой любовью свои посты и молитвы.

Да поможет вам Господь найти благой путь любви к ближнему и веры, на котором решаются все наши внутренние проблемы!

МОЛИТВА - Чтение молитв, ПОСТ - И взаимоотношения с людьми, ВЕРА - И неверие - Жизнь среди неверующих людей, МОЛИТВА - Чтение молитв - В присутствии посторонних