О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 563:


    Здравствуйте!
    У меня вопрос. Я не верю в Бога (как в физическую субстанцию).
    По нескольким причинам я согласен принимать учения Христа, но учения церкви, по-моему, все искажает. Несколько доводов:
    1. Мир был создан за 6 дней, хотя динозавры существовали до людей за 60 миллионов лет.
    2. Если по Евангелию посчитать продолжительность жизни святых (там есть, кто кого породил, и кто сколько прожил), то получается, что Адам жил примерно 2000 лет до н. э., хотя по раскопкам люди жили около 4000 лет до нашей эры.
    3. Вы сами понимаете, что поместить всю флору и фауну на Ноев ковчег НЕВОЗМОЖНО, кроме того, в библии сказано, что Ной взял в ковчег каждой паре по твари и своих сыновей, потом у сыновей откуда-то появляются жены?
    4. Где Бог находится физически? Гагарин слетал, вроде там ничего не было.

    Что касается церкви у меня тоже несколько вопросов.
    5. Самая главная заповедь, НЕ УБЕЙ. Как тогда могут быть военные люди - святые, Александр Невский, например, я понимаю, что он защищал отечество, но нет такой заповеди - защити отечество, а есть заповедь - НЕ УБЕЙ, а благословение военных на войну, и таких примеров много…
    6. А иконы – это же идолопоклонство НЕ СОЗДАЙ СЕБЕ КУМИРА и НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ БОГА КРОМЕ МЕНЯ, а мы молимся всем святым, Христу, угоднику, Богородице, в общем лишь бы красиво было.
    <….>В общем, по-моему, церковь – это что-то типа государственного аппарата, пользующаяся учением Христа и самое главное извращающее его учения для своих благ.
    ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА

    Алексей

 
Ответ:


Здравствуйте, Алексей!

Очень хотелось бы верить, что вы действительно ищете Истину. Тогда она обязательно откроется вам через Евангелие, которое, очевидно, не совсем чуждо вашему сердцу. Однако пока существует нечто не очень внятное в ваших рассуждениях. Вы не ставите насущных для себя вопросов, не пишете о том, как вы ищете Истину, зачем она вам, и что вам мешает её найти. Поэтому вопросы в значительной степени теряют смысл. Положим, вы уверены, что Церковь это что-то типа государственного аппарата и пр. Тогда чего о ней и спрашивать? Мало ли, в конце концов, в современном мире разнообразнейших организаций, в том числе и называющих себя «церквями», - человеческой жизни не хватит, чтобы все их критиковать, да и зачем? Приблизит ли это к истине вас самого?

Отсутствие понятной цели в ваших вопросах делает их противоречивыми, и даже во многом бессмысленными. Например, за веру в Бога почему-то вы ругаете именно Православную Церковь. Это можно было бы расценить как комплимент, но на самом деле проблема существования Бога относится ко многим религиям и философским учениям. Однако, столь примитивных представлений о Боге, как о физической субстанции, которую можно увидеть в иллюминатор космического корабля, нет ни в одной из них. В Евангелии же относительно Гагарина прямо написано, что Бога не видел никто никогда; (Иоан.1:18). Т.е. Бога невозможно увидеть глазами.

Критика Ветхого Завета тоже не является собственно критикой учения Православной Церкви. Ветхий Завет – это объективно существующая книга, которая написана до возникновения Христианской Церкви, и которая является Священным Писанием так же для Иудеев и Мусульман. Христос, с учением Которого, как вы пишете, вы согласны, тоже полностью принимал Ветхий Завет, и даже исполнил его в Своей земной жизни. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков, - сказал Он о Себе, - не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф.5:17,18).

Вообще Библия – это самая древняя и самая изученная книга. Поэтому попытка так запросто её отвергнуть, даже не читая, выглядит совсем несерьезно. Относительно Ноева ковчега, например, можно было бы еще понять ваше замечание о фауне, хотя современный расчет показывает, что помещения ковчега (а Библия указывает его размеры), легко могли бы вместить по паре каждого животного, да еще и с избытком места. Но об этом можно было бы еще рассуждать. Ваши же слова о флоре заставляют предполагать, что Библию вы не читали, - ибо о флоре в ней ничего не говориться. Так же непонятного происхождения и мысль об отсутствии жен у сынов Ноя в Ковчеге. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег, - написано в Библии (Быт. 7,7). В другом месте, по-видимому, вы путаете Евангелие с Ветхим Заветом, когда пишете, что в нем говориться о продолжительности жизни праотцев. Но и в этом случае не все понятно. Согласно Библии, примерно за 2000 лет до рождества Христова родился Авраам. Но вы пишете об Адаме.

Не знаю, имеет ли смысл пытаться распутывать все эти головоломки. Тем более что сами цифры и даты Ветхого Завета для нас не являются основанием веры в Христа. Можно ничего в них не понимать, но правильно принимать Евангелие и верить. Вот что говорит, например, Апостол Павел: я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого (1Кор.2:2).

Сопоставлять же Библию с текущими представлениями современной науки можно бесконечно. Научные гипотезы постоянно меняются, поэтому взаимоотношение их с учением библии всегда дают богатый материал для обсуждений и споров. Однако противоречия между наукой и верой на самом деле невозможны в принципе, ибо это совершенно разные области человеческого познания. Вера рассуждает о человеческой душе и Боге, наука же изучает материальный мир. Возможность для споров возникает тогда, когда наука сама становится в некотором смысле верой. Невозможно перенестись во времени на 60 миллионов лет назад и посмотреть, что там было. Гипотезы же о том, что в принципе проверить нельзя, вводят в науку элемент мифа. Вы вправе верить в 60 миллионов лет, но выдавать это за реальный факт никак невозможно. Подтверждением условности подобных гипотез является их разнообразие и переменчивость. Если бы мы имели дело с фактами, то они оставались бы определенными, и не менялись в зависимости от новых теорий. Реальная же история, основанная на сохранившихся документах и памятниках человеческой культуры, ограничивается лишь несколькими тысячами лет, - как раз теми, о которых говорит и Библия, и на которые указываете вы (примерно четыре тысячи лет до рождества Христова). Далее идет область непроверяемых теорий и догадок, которые меняются с изменением текущих научных представлений.

Библия сама по себе, с научной точки зрения, представляет собой наиболее древний и достоверный источник о происхождении мира. Но при этом она предлагает гораздо более глубокий взгляд на вещи, чем их простое внешнее описание. Например, относительно времени она в первую очередь говорит о его периодичности. Василий Великий, рассуждая о природе первого дня творения, говорит, что он назван в Библии не первым, а единым, т.е. периодом времени, днем как таковым. Так же и седмица (неделя) всегда возвращается сама к себе, и никогда не кончается. Т.е. о каком бы времени мы не говорили, оно всегда будет находиться в суточном и недельном кругу. Те же свойства имеет и век.

В этом состоит библейское представление о времени. Само слово древнееврейского языка, переведенное как «день», означало не только день, но и период времени вообще. При этом длительность самого времени библия понимает как нечто не поддающееся измерению. Можно считать эти периоды, но для человеческой жизни, когда она проходит, время сводится к бесконечно малой величине, за которой стоит вечность. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел (Пс.89:4).

Библейское представление о времени трудно понять с точки зрения науки. Его можно попытаться выразить только через образ, подобный образу в литературе или живописи. Так, например, апостол Павел, призывая дорожить временем, говорит, что дни лукавы (Еф.5:16). Т. е. мы обычно обманываемся относительно времени: нам кажется, что его еще много, а оно проходит, и мы остаёмся ни с чем. Понятный человеку образ может как бы приоткрыть перед нами духовный смысл вещей. Когда говорится, например, о том, что Христос вознесся на небо, используется образ видимого неба, - но имеется в виду, конечно, не атмосфера, а Царство Божие. Разумеется, Гагарина запускали не в Царство Божие, и ничего кроме материального мира он не видел. Можно сказать, что на тот момент ему повезло.

Образное описание используется не только в самой Библии, но и в церковном искусстве, в частности, в иконописи. Отвержение же образа является лишь свидетельством о нежелании понимать веру. На практике это ведет к атеизму. В истории Церкви был целый большой период т.н. иконоборства, продолжавшийся в общей сложности больше столетия. Вот что пишет о нем в «Настольной книге священнослужителя» С.В. Булгаков: «Так как догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики … победа над иконоборством была … именно победой православия (т.е. религиозной истины, которая находит в почитании священных изображений живое и наглядное выражение) … Иконоборческое движение не было только частным религиозным заблуждением, а было целостным антицерковным направлением … стремившемся подчинить власти государства дела веры и христианской совести. Вместе с уничтожением икон уничтожались иноческие обители, имущество их отбиралось, монастырские здания обращались в общественные склады, ношение монашеской одежды возбранялось, и т.п.». Ничего нового нет под солнцем. Неудивительно, что описание эпохи иконоборства как будто взято из истории революции в России. Неудивительно и то, что неверующие люди, к которым вы причисляете и себя, активно отрицают икону.

Однако, как бы то ни было, по проблемам иконопочитания, существуют самые подробнейшие и всесторонние исследования, которые вполне можно найти и прочитать, если этот вопрос вас действительно интересует. То же можно сказать и о других вопросах – священстве, богослужении, или убийстве на войне.

Надо сказать, что, объявляя заповедь «не убей» самой важной, вы тоже впадаете во многие противоречия. На самом деле, первая заповедь говорит о вере – о том, что есть Бог, и в Него надо верить. Почему же первую заповедь вы легко отвергаете, а шестую произвольно называете самой важной? Ведь и сам Христос, учение Которого вы соглашаетесь принять, назвал любовь к Богу первой и наибольшей заповедью (Матф.22:38). Сказал Он так потому, что без веры для падшего человека не только выполнение Заповедей, но и вообще всё в жизни, теряет всякий смысл. Заповеди же представляют собой нечто целостное. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем – говорит апостол Иаков. - Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей (Иак.2:10,11).

Поэтому и заповедь «не убей» очень важна. Я даже думаю, что если бы мы перестали убивать по своей злобе, зависти, жадности или мести, отошли бы от насилия, жестокости, и унижения других людей, а женщины перестали бы быть серийными убийцами своих еще не родившихся детей, то, возможно, и воевать бы не пришлось. Ибо не случайно попускает Господь «казни египетские» и войны, а именно потому, что сами мы убийцы по существу. Но первым грехом, из-за которого случаются внешние бедствия, в первую очередь войны, является отпадение от веры в Бога. Об этом тоже неоднократно говорит Библия. Только вера может помочь нам выбраться из всех противоречий нашей жизни. Я думаю, что отвергаете вы её очень неосновательно и напрасно.

БОГ - Существование, ВЕРА - И неверие, ЗАПОВЕДЬ(И) - Представляют собой целостный духовный закон, ИКОНА - Образный язык иконы, ИКОНА - Иконопочитание, НАУКА - И вера, НОЕВ КОВЧЕГ, УБИЙСТВО, БИБЛИЯ - Учение библии и наука, БИБЛИЯ - Образ в Священном Писании, БИБЛИЯ - Ветхий Завет - Значение Ветхого Завета, БИБЛИЯ - Ветхий Завет - Ноев ковчег