Вопрос 1 Возможно "банальный", такой которого касались не однократно, но, тем не менее, актуальный для меня, по крайней мере, и как раз в силу его кажущейся простоты и ясности.
Это - отношение к: «порче», «сглазу», «тебе сделали», а также: так называемым "бабушкам/дедушкам", "народным целителям".
У меня есть собственная позиция, но НЕ ХВАТАЕТ АРГУМЕНТОВ! 1) Принимаем ли мы, как имеющее место быть, то, что именуют «колдовством», «порчей», «сглазом», «тебе сделали» и т.п.? Ведь это бесовщина? Как ей противостоять?
2) Можем ли мы принять «народное целительство», как имеющее «право на жизнь» с православной точки зрения? Если да, то каково его место? Беседовал с людьми, которые утверждают, что им православный священник рекомендовал обратиться за помощью к «бабке».
3) «Православная» линия в «народном целительстве» (иконы, молитвы, рекомендации православного содержания (посетить храм, причаститься, поститься и т.д.)) – маскировка намерений и подмена понятий со стороны недоброжелательных (богоборных) сил, извращённое понимание Православной веры (искреннее заблуждение), или же возможен «компромисс» (т.е. необходим индивидуальный подход и оценка в каждом отдельно взятом случае)?
Меня крайне волнует следующая конкретная ситуация. Человек (молодая женщина православного крещения, в расцвете сил) заболевает: без видимых на то причин, симптоматика и данные обследований самые общие (т.е. нет данных в пользу определённой болезни), однако самочувствие быстро прогрессивно ухудшается. Что предпринимает указанный человек? заказывает молебны о здравии в 7 православных храмах, после чего наступает резкое ухудшение самочувствия и…следует визит к «дедушке».
Иконы, лампада, декларация Православной веры… (кстати, сам «дедушка» в свой «доправославный» период, кажется, занимался «магией»).
«Дедушка» ставит «диагноз»:
- «было сделано на смерть».<…> «Дедушка» «лечит»: вычитывает молитвы Святому священномученику Киприану и Святой мученице Иустинье, делает рекомендации (что ещё помимо этого и каким образом не знаю, т.к. не присутствовал лично).
Результат практически МГНОВЕННЫЙ: недомогание уходит и, как говорится, даже «воспоминания не осталось».
Как относиться к такой ситуации? <…>Против ЭФФЕКТА «не попрёшь». Пытался объяснить свою точку зрения – не вышло. Помогите: что и как сказать, на что опереться?
Да, я могу удостоверить то, насколько действительно плохо себя чувствовал указанный человек и насколько он «вернулся к жизни» после посещения дедушки». Однако, существует несколько важных, как мне кажется, моментов.
1 – «АНАМНЕЗ». Упомянутый человек не впервые обращается за помощью к «бабкам». Он (она, точнее) даже не верила в «эффективность» такой помощи лет до 20-ти, когда очень серьёзно заболела, и мать настояла прибегнуть к услугам «бабки» с потрясающим «положительным» эффектом «лечения» (диагноз «бабки» был подобен: «сглаз»). С тех пор доверие к «бабкам-дедкам» остаётся стабильным, с оговорками, конечно, (поскольку человек то действительно умный) <…>
2 – «ДЕПРЕССИЯ». В описанной мною ситуации симптомы выраженного физического неблагополучия «с помощью» целителя ушли, однако выражено обострилась ДЕПРЕССИЯ, состояние сезонно привычное для данного человека. СОВПАДЕНИЕ ЛИ в данном случае? <…>
4 – «АНАЛОГИЯ. ЧУЖОЙ ОПЫТ». Знаком ещё с одной молодой женщиной, которая много лет обращается к одному и тому же «целителю». Этот «целитель» с её слов - чуткий, образованный (кажется, врач по образованию) человек. Называет себя православным и говорит, что происходит из священнического рода (то ли отец, то ли дед, то ли оба вроде были православными священниками). Интересный собеседник, много и увлечённо рассуждающий на тему Православия. <…>Очередной визит моей знакомой к «целителю» свёлся к коррекции её осанки (поскольку других «отклонений» выявлено не было). И активно использовались некие «психорелаксирующие», назовём их так, методики. Да, эффект был потрясающий: спинка выровнялась, плечики расправились – загляденье! А ч/з короткий промежуток времени – дебют серьёзного системного заболевания соединительной ткани. СОВПАДЕНИЕ??? Может быть… Однако, ретроспективно оценивая ситуацию, я не могу однозначно сказать: «Да, это простое совпадение».
Как соотнести Православие с таким «православным» «целительством»? ГДЕ ГРАНЬ? <…> Уместна ли здесь близкая мне позиция о. А. Кураева, что будь-что (сказка ли, иглорефлексотерапия ли, и т.п.) перестаёт быть полезным с привнесением в него религии?
ЧТО ТАКОЕ «НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО» С ПРАВОСЛАВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВООБЩЕ? <…>
Спасибо за ответ
Вопрос 2
Ваше отношение к Соборованию? В частности: общие правила, требования, подготовка для соборующегося? Можно ли прибегать к Соборованию по поводу одной и той же болезни несколько раз? А алкоголик или курящий может просить Господа об исцелении ч/з Соборование?
Вопрос 3
Я принял Православное Крещение 3 года назад. В рассылке «Храм Покрова.ру: Вопросы священнику» протоиерей Владимир Бушуев пишет, что человеку, крещенному без троекратного погружения в воду, во время совершения обряда следует повторно пройти обряд, но теперь уже с соблюдением правила троекратного погружения (с формулировкой: «Аще не крещен»). Как быть? В моей ситуации троекратного погружения не было: священник только голову окроплял. Нужно ли мне «перепроходить» Таинство?
Могу ли я в Православном храме заказать службы о упокоении людей, в крещенности которых я не могу быть абсолютно уверен? Имею в виду, в частности, деда и отца: с дедом вроде проще - он 1904 года рождения и, поэтому, вероятность того, что он был крещен, высока, однако даже бабушка не уверена в этом вполне. <…>
р.Б. Виктор
|
Вопрос 1 Настоящие аргументы понятны только воцерковленному человеку. Для не воцерковленного же человека распятый Христос – безумие и соблазн (1Кор.1:23). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор.2:14). Поэтому немудрено, что находящиеся вне Церкви люди охотнее слушают разных «дедушек», «бабушек», ясновидящих, экстрасенсов и проч. Спорить с ними, к сожалению, бесполезно.
С точки зрения Церкви колдуны, как бы они себя ни называли (целителями, экстрасенсами, магами и пр.) имеют дело с падшими духами. Поэтому, с одной стороны, часто бывает видимость каких-то результатов их деятельности, с другой – всегда тяжелые, если не трагические, последствия таких «контактов». Последствия эти, впрочем, люди, как правило, не осознают, и не увязывают их именно со своим обращениям к целителям. Об этом пишете и вы в своих вопросах.
Народное целительство как род медицины, скажем, лечения травами, вполне можно принять, если в нем совсем отсутствует духовная составляющая, как и вы сами правильно полагаете, соглашаясь с о. Кураевым. Свидетельство того, что мы имеем дело с колдовством, именно и состоит в попытке смешать чисто медицинское воздействие с псевдодуховным. Это есть формальный признак магии. Магия эта может иметь медицинскую составляющую (врач по образованию), человеческий фактор (милый образованный человек, вызывающий доверие), а так же и церковную атрибутику, (иконы, молитвы, свечи). В последнем случае ее иногда называют белой магией.
Если человек обращается в Церковь всего лишь за тем, чтобы вылечиться от болезни, то, по существу, делает то же самое, что и при обращении к «дедушкам». Увидеть дьявольское обольщение он никак не может, поскольку уже находится в этом обольщении, - ибо преследует лишь земные цели, и Бога не ищет. Церковь же основана Христом для спасения души. В этом одно из её принципиальных отличий от «дедушек» и «бабушек». Примером белой магии служат и действия вашей знакомой, которая заказывает 7 молебнов в разных храмах, - т.е. имеет представление о вере, как о некоем магическом действе.
Процесс вырождения веры в Бога, и подмены её магическими представлениями, имеет очень глубокие корни. Например, в средние века колдовство настолько распространилось в западной Европе, что католики не нашли ничего лучшего, как создать специальный репрессивный орган (инквизицию), который предавал еретиков и колдунов пыткам и лютым казням (часто через сжигание на костре).
Православие, сохраняя традицию, идущую от самого Христа и Апостолов, избежало столь варварских методов. Однако общий ход человеческой истории постепенно искажает высокое представление о вере и у многих православных христиан, о чем и вы свидетельствуете в своем вопросе. Конец этого процесса (и земной истории) в христианском учении известен: это утеря веры, и воцарение антихриста, - если хотите, великого мага, который своими «чудесами» и политическими аферами приобретет не только абсолютную власть на земле, но и в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2Фесс.2:4).
Самый важный с практической точки зрения вопрос: как противостоять колдовству, наведению порчи, и пр.? Ответ совершенно однозначный: спасает только вера. Она ставит человека выше колдовства. Верующий человек понимает, что судьба его исходит от Господа, а не от суеверных бабушек. В последнем случае она стала бы кошмаром, и спастись было бы невозможно никому.
Однако надо иметь в виду, что Господь дает нам судьбу в соответствии с нашим внутренним выбором. Поэтому, если человек веру в Бога заменяет суеверием, то в соответствии с его сердцем Господь может попустить бесам некую власть над тем, что происходит в его жизни.
(Вопрос 2)
Рассуждать о таинстве Елеосвящения не так просто. Указания для священнослужителей обычно содержат общие правила – о том, что Таинство это принимается в болезни, (но совсем не обязательно перед смертью), что запрещается совершать таинство елеосвящения над здоровыми, над грешниками нераскаянными, над детьми до семи лет, несколько раз в течении одной болезни.
Надо иметь в виду, что это не просто молитва о здоровье. Для того чтобы сугубо помолиться о здоровье, существует специальный молебен. Так же и причащаемся мы «во исцеление души и тела». Что же отличает именно таинство Соборования?
В этом таинстве человек поставляет себя перед судом Божиим, и через священников молится о прощении грехов и об исцелении телесных болезней, когда медицинские методы бывают бессильны. Молитва веры может преклонить милосердие Божие, и вместе с прощением грехов даровать физическое исцеление от болезней. Но Суды Божии могут оставить телу возвратиться в землю, из которой оно взято, согласно определению, которое было дано падшему Адаму: прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19). Вот что написано, например, в одном из руководств для священника: «О таинстве Елеосвящения учит св. Церковь, что в нем совершается благословение всего подвига, совершенного человеком на земле, и всего пути, им пройденного в вере и смирении, и что в Елеосвящении выражается сам суд божественный над земным составом человека, исцеляя его, когда все средства целебные бессильны, или дозволяя смерти разрушить тленное тело, уже ненужное … для тайных путей Божиих» (Священник Т. Тихомиров. «На приходе». ПСТБИ, 2002). Судите сами, не слишком ли легкомысленно будет обращаться к этому таинству просто для того, чтобы бросить курить.
Непонимание Таинства Елеосвящения нередко делает его магическим обрядом, наряду с теми, которые практикуют экстрасенсы и целители.
(Вопрос 3)
О своем крещении беспокоиться причин у вас нет, поскольку Церковь такое крещение принимает, и вы вполне можете в этом убедиться, как уже не раз приходилось писать, в рамках её канонического устройства. Т. е. обратиться в свой приходской храм, а если там решить проблему не удастся, то к благочинному, а иногда и к правящему Архиерею.
Конечно, православное крещение подразумевает полное погружение. Но духовная традиция Церкви и ее канонические правила не дают никакого основания сомневаться в действительности Таинства, если обстоятельства вынудили только лить воду сверху. В Правилах Церкви есть только одно косвенное ограничение для тех, кто крестился обливанием: их запрещалось рукополагать в священный сан. Но ограничение это не связывалось с неполноценностью Таинства. Оно имело в виду неполноценность веры. Правило, собственно, говорит о тех, кто принял крещение не в результате своей сознательной веры, а от страха смерти в тяжкой болезни, (и поэтому не смог принять погружение). Впрочем, оно разрешает принятие сана, если впоследствии откроется добродетель и вера крещенного в этих обстоятельствах. Все же остальные правила о ложном крещении относятся только к крещению, принятому вне Православной Церкви.
Но самым существенным заблуждением отрицающих крещение при неполном погружении в воду, является то, что они понимают крещение чисто магически, и заботятся только о правильности ритуала, забывая о главном и необходимейшем в таинствах – о вере. Условием же действенности таинств в первую очередь является именно вера. Именно с верой, как мы видели, была связана мысль канонических правил о некоей неполноценности крещения обливанием, а не с внешней формой обряда. Однако новые маги от христианства именно из-за внешней формы хотят перекрещивать всю Россию. А тот факт, что большинство крещеных людей совсем ничего не знают о христианской вере, сомнений в действительности крещения у них не вызывает.
Между тем Православная Церковь, благоговейно и бережно храня традицию, тем не менее, никогда не основывалась на мертвой букве, и всегда во главу угла ставила веру. Спасение человека не зависит от ошибок или небрежности священника, совершающего таинство. Иначе бы невинные люди ни с того, ни с сего лишались бы благодати и шли в ад, ибо священники тоже люди, и могут ошибаться. Если священник будет небрежно и неправильно что-то делать, то лично для него это будет тяжкий грех или даже проклятие (Иер.48:10). Но Господь восполняет человеческие несовершенства, и дает благодать всем, кто с верой и страхом Божием приходят в Православный храм (Матф.9:29).
А вот отсутствие веры, действительно, дает повод задуматься о том, произошло ли на самом деле Таинство. В постановлениях Церкви, её предании и трудах Святых Отцов мы часто встречаем эту мысль. Например, в своих огласительных беседах св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Если же ты останешься в злом произволении своем, … не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет». В одном из толкований на 8 правило 7 вселенского собора приводится исторический пример некоторых турок, «которые приводили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на таинство, но как на некое телесное лекарство».
Вот это повествование: «Во время патриарха Луки (1156—1169) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство. Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора».
Свидетельство о том, что во главе угла стоит именно вера, мы ясно видим и в реальной жизни Церкви. Те христиане, которые приходят сегодня к вере, несомненно, живут благодатной жизнью Церкви, хотя многие из них крещены были без полного погружения. Они раскаиваются в грехах, участвуют в Святых Таинствах, молятся Богу, и исправляют свою жизнь. Наоборот, те, кто не пришел к вере, ничем не отличаются от некрещеных, и вопрос о том, как их крестили, полным погружением, или нет, не имеет смысла.
Поэтому нет ничего печальнее ваших слов о том, что никто не знает, был ли крещен дедушка. Это значит, что его жизнь ничем не отличалась от жизни атеистов. Но крещеных людей поминать в храме все-таки можно, уповая на милость Божию, ибо суд над их верой взять на себя мы не можем. При этом выяснить, был ли крещен человек, можете только вы сами.
|