549:


    Разъясните, можно ли христианам употреблять в пищу кровяную колбасу?
    А гематоген?
    Как следует правильно понимать запрещение Нового Завета употреблять в пищу кровь?

 
:


Святые Апостолы отменили для обращающихся к вере язычников (т.е. для нас) все ритуальные предписания Закона, оставив лишь предписание: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:29). Предписание это подтверждено в канонических правилах Церкви (63 Апостольское правило, и 67 правило 6 вселенского собора). Причем последнее правило уточняет, что запрет существует и на любое блюдо, приготовленное из крови.

Как видно из приведенной выше цитаты, предписание воздерживаться от употребления в пищу кровь было непосредственно связано не столько с требованием Ветхого Завета, сколько с удалением от языческих жертвоприношений и блуда. В языческом понимании всё это были самым непосредственным образом связанные между собой вещи.

Однако и ветхозаветное понимание этого запрета тоже осталось в христианстве. Разрешение на употребление в пищу животных Господь дал праведному Ною после Всемирного Потопа. При этом Он сразу дал запрет и на употребление в пищу крови: Точию мяса в крови души да не снесте (Быт. 9:3,4). Запрет этот нельзя рассматривать как маловажный. Иоанн Златоуст уподобляет его запрету не есть с дерева познания в Раю: «Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, то же самое правило, как и в отношении к первому человеку – говорит он в 27 беседе на книгу Бытия. - Как там Бог, даровав (Адаму) власть над всем, и, дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав (Ною) благословение, … говорит: … точию мясо, в крови души да не снесте. …. Иные, конечно, говорят, что кровь животных тяжела, земляниста и вредна для здоровья; но мы должны воздерживаться от нея не по этому умствованию, но ради заповеди Господней».

Но всё-таки в дальнейшем, когда языческие ритуалы в христианских странах ушли в прошлое, этот запрет несколько потерял свою актуальность. Сегодня даже можно услышать мнения о том, что глупо забивать голову проблемами гематогена, и можно есть его спокойно. Я думаю, что причиной такого отношения к проблеме явилась сама сущность христианской веры. Если Ветхий Завет налагал на человека закон, который выражался во внешних предписаниях и запретах, то Новый Завет обращен к душе человека, его совести и вере. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14: 17). Не то, что входит в уста, оскверняет человека, - говорит Евангелие, - но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Матф.15:11). Сами по себе запреты не ведут к Христу. Человек может не есть гематогена, и совсем не иметь при этом веры. Поэтому постановление Апостольского собора, которое упоминалось выше, заканчивается словами: Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы (Деян.15:29). В этих словах звучит не угроза карами для нарушителей запрета, а отеческая любовь, советующая то, что служит ко благу человека.

Христианство обращается к совести человека, и предлагает не столько запреты, сколько показывает путь к правильной нравственной жизни, и внутренней гармонии с самим собой. Поэтому говорить о конкретных предписаниях и запретах лишь с формальной точки зрения часто бывает невозможно. Всегда существует проблема применения канонических правил в реальной жизни, и, в конце концов, они применяются всегда в соответствии с нравственным состоянием человека и конкретной ситуацией. Например, говоря о запрете употреблять в пищу идоложертвенное мясо, апостол Павел относит этот запрет лишь к тому случаю, когда человек оскверняет этим свою совесть. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, говорит он. И если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее (1Кор.10:25, 27, 28). Дело здесь именно в совести. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть, - говорит Апостол в другом месте (Тит.1:15).

Проблему Апостол видит в большей степени в том, что человек может рассуждать по-разному, и, в частности, полагать, что задача христианина состоит именно в формальном соблюдении запретов. Поэтому он увещевает христиан со смирением смотреть именно на себя, и не осуждать других. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба (т. е. человека – раба Божиего)? Перед своим Господом стоит он, или падает – говорит он (Рим.14:3,4). Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну - пишет он далее в этом послании. Апостол предостерегает здесь не соблазнять немощную совесть брата, который уверен в необходимости соблюдать запреты. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь … Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (ст. 15,17).

Поэтому я думаю, что человек может не знать, что такое гематоген, и есть его без исследования, ничем не оскверняя свою совесть. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Но раз вы уже задаёте этот вопрос, то, очевидно, для спокойствия совести лучше не нарушать постановлений соборов.

ЗАПРЕТ(Ы) - Есть идоложертвенное и кровь животных, КРОВЬ - Животных, ОСКВЕРНЕНИЕ - От пищи, КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - Кровь животных, ИДОЛ - Идол в мире ничто, КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - И их применение, ТРАДИЦИЯ (ИИ) - Традиция и запреты