Представьте: человек находится на корабле, и корабль тонет в океане. Как вы думаете, о чем он будет думать, о чем заботиться, и к чему стремиться? Разумно было бы предположить, что он будет подавать сигнал «СОС», искать шлюпку, надевать спасательный жилет, и пр. Других действий вроде бы не придумаешь. Но в жизни все совсем не так. Чаще всего мысли наши бывают заняты совсем иными проблемами. Например: можно ли есть кошек и собак в гурманских целях? Не надо думать, что в этом образе содержится сильное преувеличение. Ведь человек смертен, и все мы умрем, причем, совсем не знаем, когда. Может быть, еще скорее, чем успеем поймать кошку, чтобы зажарить.
Если мы веру и спасение поставим во главу угла, то и всё остальное встанет на свои места. Пытаясь же рассуждать о канонах и традициях вне веры, мы никакого смысла в них увидеть не сможем. К тому же и информация для таких рассуждений черпается, как правило, из далёких от понимания христианства источников. Получается примерно такая же картина, как если бы знания по физике мы черпали из волшебных сказок, и потом задавали ученым вопросы: как лягушка могла превратиться в царевну? Здесь тоже нет никакого преувеличения. Кто, например, придумал сказку о запрете есть кошек и собак? Такого запрета в канонах Церкви нет. Правда, их всё равно обычно не едят, - я думаю, что по естественному чувству некоторой брезгливости, как не едят, например, конский навоз, или дождевых червей. Хотя канонов, запрещающих всё это есть, не существует. Поэтому если кто-то захочет из гурманских побуждений чего-то подобное съесть, прямо никакие христианские каноны он не нарушит. Однако надо иметь в виду, что подобные вещи, как правило, бывают следствием некоторого извращенного вкуса, а то и просто психических патологий.
Что касается ереси жидовствующих, то смысл её тоже не имеет ничего общего с тем, что написали вы в своем вопросе. Как на него ответить? Сначала надо было бы описать саму ересь жидовствующих, что потребовало бы объема материалов примерно такого же порядка, что и весь архив ответов. Делать это бессмысленно, потому что читать всё равно никто не будет – если кто-то действительно захотел бы изучать подобные вещи, то вполне мог бы и сам найти источники. (Начать здесь лучше с «Просветителя» преподобного Иосифа Волоцкого.) Но чтобы понять смысл ереси, сначала нужно понимать само христианство. Если, например, почитать его за каннибализм, то какой смысл остается в соблюдении или не соблюдении обрядов? Соблюдают людоеды обряды, или не соблюдают, все равно остаются людоедами.
Вот, вы пишете, что в XV веке на Руси появились люди, которые стали утверждать, что христианство пришло к нам от евреев. Однако кого на Руси можно было этим удивить? Это нас можно поразить политическим лозунгом о том, что вера пошла от Евреев. А в древней Руси все знали, откуда она пошла, и сказать русскому человеку, что Ветхий Завет создан Евреями, было бы всё равно, что современному россиянину сообщить, что доллары печатаются в Америке. Однако всякий верующий человек так же понимает, что вера – от Бога, и грубое земное представление о том, что христианское учение изобрели Евреи, или кто-нибудь еще, является для него простым невежеством.
Однако если хранителем веры в Ветхом Завете действительно был Еврейский народ, и относительно веры в определенном смысле можно сказать, что она вышла из ветхозаветного Израиля, то каноны и обряды «пошли», как раз, совсем не от Евреев. Ветхозаветные обряды христианство отменило (касается это, кстати, и кошек с собаками). Ибо угодно Святому Духу и нам, - решили апостолы на своем первом соборе в Иерусалиме, - не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян.15:28,29). Каноны веры и обрядовую традицию мы приняли от Византии. Поэтому если бы на Руси в XV веке появились люди, которые стали бы говорить, что соблюдение православных обрядов – это уподобление древним Евреям, и таким образом всю русскую Церковь объявили жидовствующей, то к ним бы отнеслись так же, как если бы кто сегодня сказал, что доллары растут на пальмах в Антарктиде.
В вашем вопросе отсутствует понятие о вере, и вы смотрите на христианство только как на набор внешних правил и обрядов. Из-за этого все рассуждения становятся всего лишь безнадежно запутанным клубком противоречий, распутать который по существу невозможно, ибо правила и обряды – это не вера. Чтобы понять христианство надо верить в Христа. В отсутствии этой веры, собственно, и заключался главный смысл ереси жидовствующих.
Если рассуждения о кошках, собаках, и ереси жидовствующих, можно отнести к простому недоразумению, то рассуждать вне веры в Христа о святом Причастии не только бессмысленно, но и кощунственно. Попытки обвинить христиан в каннибализме на самом деле далеко не новость. Таким образом оклеветать пытались еще некоторых древних мучеников за веру. С тех пор ничего по существу не изменилось, потому что понять смысл Святых Таинств Церкви неверующие люди не могут и сегодня так же, как и две тысячи лет назад. Однако только в том случае, если человек сможет понять Евангелие, раскаяться в своих грехах, и последовать Христу в своей жизни, он сможет через веру принять таинство святого Причастия, так же как и другие христианские таинства. Если же этого нет, то нет и смысла говорить о таинствах. Неверующий человек все равно понять их не сможет, и, рассуждая о Таинствах, мы рискуем только ввергнуть его в самые грубые и бессмысленные заблуждения и кощунства.
Здравая вера основана на правильном понимании реальности. Как повествуется в Ветхом Завете, который действительно был создан и хранился в еврейском народе, человек выгнан из Рая, и подвержен страданию и смерти. И это не какая-то древняя притча, и не ересь жидовствующих, а реальное описание человека и мира, - в том числе и нас. Именно мы находимся на тонущем корабле, и поэтому всё, что не связано с мыслью о спасении, в конечном счете, смысла не имеет. Если же мы встанем на путь спасения, то сможем легко понять и отношение к жареным кошкам, и к ереси жидовствующих, - а таинство Причастия принять верой.
|