Здравствуйте, отец Александр.
Я хотела бы спросить, почему Церковь считает внебрачные отношения грехом? Что в этом плохого, если два свободных человека любят друг друга, если при этом они не причиняют никому зла? В современном мире ненормальным считается обратное - когда у взрослого человека никого нет.
Меня воспитали верующие родители очень консервативно и внушили мне, что секс до брака - это очень плохо и безнравственно, что девушка должна быть скромной. Теперь мне это очень мешает в жизни, у меня какой-то психологический барьер перед внебрачными отношениями, и я чувствую себя белой вороной. А если не идти на это, то практически нет никаких шансов устроить свою личную жизнь. Моя мама мне говорит, вот мы тебя так воспитали, а теперь ты сама решай, сейчас времена другие. Если ты не будешь встречаться с молодыми людьми и вступать в интимные отношения, ты вряд ли выйдешь замуж. У мамы есть несколько верующих подруг, которые так и остались старыми девами, потому что не хотели иметь интимные отношения до брака. Сама я верю в Бога, но не считаю секс до брака очень большим грехом, однако, если я решусь на это, меня будут мучить угрызения совести, и мне будет психологически плохо, именно потому, что меня так воспитали.
Заранее благодарю за ответ.
|
Вера и воспитание – это разные вещи. Воспитание внешнего благочестия без веры – это как раз то, что называют ханжеством или фарисейством. Грешный человек может покаяться. Но как может покаяться человек, который соблюдает внешние запреты? Он полагает, что каяться ему не в чем. Христос, Который с любовью принимал всех кающихся грешников, с гневом смотрел только на фарисеев (Мар.3:5). Чем живет сердце человека, которое подменило любовь Божию соблюдением внешних запретов? Только самолюбием и гордостью. Поэтому такое соблюдение заповедей может быть хуже самого греха (Матф.12:45). Гордость не даёт откровенно нарушить заповедь, но она ищет возможность её обойти. Именно в этом обличал Господь фарисеев: Оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого - говорит Он о них (Мар.7:7, 8). Именно так поступает и ваша мама, когда говорит, что заповедь Божию можно отложить в сторону, чтобы жить по преданию человеческому, - так, как живут все. Такое понимание веры имеете и вы. Даже сами угрызения совести вы приписываете лишь тому, что родители вас неправильно воспитали.
К Богу же человек может прийти только в том случае, если попробует подумать не о человеческих обычаях, которые, как правильно заметила ваша мама, вчера были одни, а сегодня изменились, а о своей совести и душе. Опираясь лишь на внешние обычаи и запреты человек неминуемо начинает думать как их обойти. Оправдания для любого греха придумать совсем нетрудно. В этом смысле даже более искренними оказываются неверующие люди, которые просто пытаются жить в некотором согласии со своей совестью. Конечно, делают это они очень поверхностно и избирательно. Например, одни говорят, что блуд - это не грех, другие полагают, что воровать в определенных ситуациях тоже не грех: скажем, тащить с работы, ездить без билета, не платить налоги, или взять у богатого. Другие считают, например, что ложь необходима, - чтобы достичь политических целей, или обойти конкурентов, - и проч. Такая жизнь естественна для неверующего человека, и весь мир так живет. Однако она всё-таки оставляет надежду на покаяние – когда-нибудь человек может действительно увидеть свои грехи, и раскаяться в них. Тогда вера его станет реальной. Ваша же беда состоит в том, что вы пытаетесь сделать нечто в высшей степени запутанное и лицемерное: верить в Бога, но отрицать Его заповедь, и оправдывать грех.
Однако вера в Христа основана именно на любви к Его заповедям. Именно тем, что мы признаём истину и добро Его заповедей, мы принимаем Христа. Поверхностные же представления о вере лишают её смысла. Если спросить человека, имеет ли он веру, то чаще всего он скажет, так же как и вы, что верит в Бога, или в то, что «что-то есть». Некоторые даже говорят, например, что Бог у них в сердце. Но такая вера не греет, и остается непонятно, зачем в связи с ней нужно накладывать на себя те или иные ограничения. Бесы тоже знают, что Бог есть, - но бесами быть не перестают, и всегда противятся Богу и Его заповеди. Сами по себе консервативные, как вы пишете, нормы поведения тоже не приводят к вере. Впрочем, и блуд, конечно, к Богу не ведет тоже. Поэтому остается, по существу, один выход: постараться понять смысл христианства, и тогда настоящая вера может согреть наше сердце, разрешить все противоречия, и дать жизни настоящий смысл.
|