3482:


    Батюшка, помогите мне, пожалуйста, разрешить трудные вопросы. Простите, что их много.
    1. Я стесняюсь креститься и читать молитвы (по молитвослову) в присутствии сестры. Мы живём в одной комнате, поэтому проблема возникает постоянно. Сестра знает, что я верующая, но сама себя она ни к какой религии не относит. Если я молюсь, а она заходит в комнату, я прерываю чтение и делаю вид, что ничего не происходит. Перекреститься перед едой в её присутствии также не осмеливаюсь. Как мне это искоренить в себе? Как не бояться её мнения о себе? Ведь я чувствую себя предательницей и вероотступницей.
    Я отчасти понимаю, почему это происходит. Мы всю жизнь были единомышленницами. Совершали вместе не только хорошие, но и неблаговидные поступки. А сейчас я пытаюсь прийти к вере и измениться. Она это воспринимает тоже своего рода, как «предательство» (она сама употребила это слово; хотя новые идеи я преподношу, когда приходится, как можно мягче).
    2. Можно ли отнести к греху тщеславия такие человеческие качества, как мнительность и закомплексованность? Если я смущаюсь, обижаюсь и раздражаюсь, когда меня рассматривают, к примеру, в транспорте, значит ли это, что во мне отсутствуют кротость и смирение? И если я очень не люблю просить (в т.ч. отпрашиваться с работы даже по необходимости, хотя она редко бывает), боюсь услышать отказ, означает ли это гордыню?
    3. В Священном Писании сказано, что христианин не должен гнушаться никакими продуктами (мясом, вином и пр.). А я не люблю алкоголь. Мне просто невкусно, и я не понимаю, какой смысл в употреблении того же вина. Значит ли это, что я гнушаюсь и тем самым грешу? Стоит ли мне заставлять себя выпить хоть чуть-чуть, особенно, когда предлагают в компании?
    4. Что касается милостыни. Если я хожу в один и тот же храм, и по дороге встречаю одних и тех же просящих. Должна ли я давать им деньги каждый раз, когда прохожу мимо, или достаточно, к примеру, несколько раз в месяц?
    Вопрос ставлю таким образом именно потому, что сердечное желание подавать я чувствую не всегда. Но когда чувствую, то подаю, конечно. А с другой стороны, пройдя мимо и не подав, оправдывая себя тем, что давала этим людям в прошлый раз, испытываю некоторое чувство вины.
    5. Как не замечать грехи окружающих? Например, человек бахвалится, что ездит в транспорте зайцем. Или сквернословит. Или сотрудница рассказывает, что ей сегодня написали в гороскопе. Когда я слушаю это (не слушать нет возможности в этих случаях из-за ограниченного пространства), какими должны быть мои мысли, чтобы они не были осуждающими? Я стараюсь сразу обратить мысли на свои собственные грехи. Правильно ли я делаю?
    …Если честно, очень боюсь, что вы скажете, что во мне нет веры и покаяния. Готовлюсь услышать горькую правду о себе.
    Я новоначальная, исповедовалась и причащалась пока только один раз. В большинстве грехов раскаялась очень сильно и искренне. Я изо все сил пытаюсь соблюдать заповеди Божьи, любить ближнего, не грешить, а если согрешила, сразу каяться. Но понимаю, что мне очень далеко до совершенства.

 
:


Бог вас благословит, А…!

Вопросы ваши вполне естественны для человека, только приходящего в Церковь. На некоторые приходилось уже отвечать и на нашем сайте. А на многие из таких вопросов ответы находятся со временем сами. Дело в том, что человек не может понять всё и сразу. Ему нужно время, чтобы постепенно идти своим путем к Богу.

1. В присутствии сестры вы не сможете молиться. Об этом, как, впрочем, и о некоторых других проблемах, вы можете посмотреть в вопросе 290. Молиться можно только тогда, когда человек обращает своё сердце к Богу, и не имеет беспокойств, типа: а вдруг кто-нибудь войдет? Ибо сам Господь сказал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Матф.6:6). Никакого вероотступничества в этом нет. Наоборот, искренняя вера противится тому, чтобы молиться напоказ. Вам можно только постепенно научиться правильному отношению к сестре, искреннему, но без человекоугодия, по заповедям Божиим.

2. Я не советовал бы вам углубляться в тонкий духовный анализ – что такое гордыня, кротость, или смирение. Живите так, как вы это понимаете, а со временем будете лучше понимать свои чувства. Например, если вы видите в себе мнительность, то постарайтесь избегать этого греховного чувства. Нет ничего хорошего и в закомплексованности. Правда, неизвестно, что вы под этим подразумеваете. Скажем, у человека может быть вполне законное недовольство тем, что его беззастенчиво рассматривают. В нормальном обществе это просто неприлично. Просить тоже никто не любит, и сам Христос говорит, что блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:35). Если же кто-то любит выпрашивать что-либо у других, то это совсем не добродетель, и даже наоборот, очень нехороший грех. Отказ в своей просьбе слушать тоже неприятно, в том числе и потому, что в этом случае мы можем ввести человека в искушение. Ведь искреннему человеку всегда тяжело отказывать, когда у него просят.

3. Если вы не любите алкоголь, то и не пейте, никакого греха в этом нет. Гнушаться – это значит считать его за зло, и осуждать тех, кто его пьет. Поэтому и в компании часто бывает вполне разумным пригубить вино, может быть, даже и совсем его не глотая, - просто для того, чтобы не обижать и не осуждать других.

4. О милостыне приходилось рассуждать уже не раз, и вы можете найти эти ответы в ТЕМАХ ОТВЕТОВ ПО АЛФАВИТУ.

5. Зло мы не можем не осуждать. Но нельзя осуждать людей. Поэтому в каких-то случаях вы, очевидно, правильно делаете, что обращаете мысль на свои грехи. Действительно, как мы можем кого-то осуждать, когда сами грешим? Однако зло есть зло, и ему обязательно надо давать правильную оценку. Об осуждении вы тоже можете найти ответы в ТЕМАХ…

В том, что много мы не понимаем, ничего странного нет. Ведь молимся же мы каждый вечер: «всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим…». Поэтому очень правильно и хорошо, что человек, осознавая это, стремится учиться в Законе Божием, и задаёт вопросы. Это свидетельствует совсем не о неверии, а, наоборот, об искренней вере и стремлении к истине.

Да поможет вам Господь и дальше идти путём веры, и постепенно находить ответы на все свои недоумения и вопросы!

ВИНО - Отношение Церкви к вину , ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ