Я ведь уже написал вам о взаимоотношениях с людьми по заповедям Божиим (вопр. 1127). Если ваша двоюродная сестра совсем не хочет разговаривать с вами о вере, - то почему вы считаете себя вправе ей что-то навязывать?
Реальность нашей жизни такова, что подавляющее большинство людей очень далеки от православной веры и традиции. Духовный вакуум заполняется сектами, и самыми разными, псевдодуховными и политическими учениями. Даже те, кто называет себя православными, нередко рассуждают как сектанты: противопоставляют себя обществу, и стремятся что-то навязывать. Неверие приводит человека в жалкое, а иногда даже в смешное состояние. Если бы ваша сестра, например, приняла иудаизм, то это можно было бы уважать. В конце концов, каждый человек имеет свободу верить так, как он хочет. Но драма в данном случае становится фарсом, потому что человек отрекается от веры лишь ради дружбы с евреями. Трудно представить, кого бы она могла обидеть тем, что ходит в храм. Но дело ведь вообще не в обидах. Хотя сестра ваша и говорит, что не хочет никого обижать, однако не задумываясь обижает своих родных, и хулит веру своего народа. О вере, впрочем, на самом деле речи здесь не идет. Это, к сожалению, очень характерно для современного человека. Даже если он и говорит о вере, на самом деле имеет в виду совсем другое. Критерия истинности веры, и её значения для спасения души для него, как правило, не существует, а значение имеет только политическая вежливость, или деньги.
В наше время существует уникальное в своём роде явление: многие народы, и даже целая цивилизация, сегодня вообще не имеют никакой веры. Современного цивилизованного человека как бы ударили пыльной подушкой по голове. Он настолько подавлен внешними воздействиями - постоянными чувственными удовольствиями, гремящей музыкой, телевизором, рекламой, компьютерами, машинами, и проч. и проч., - что о своей душе чаще всего просто не думает совсем, как будто её нет.
Такого в истории человечества не было никогда, и все народы всегда в первую очередь думали о своей вере – потому что это есть самое первое и существенное требование человеческой души. Пусть представления о вере часто были ложные, иногда не поднимались выше самых примитивных суеверий или колдовства, но сама по себе вера всегда стояла во главе угла человеческой жизни. Может быть, отсутствие потребности в вере и является самым существенным признаком последних времен, - как отсутствие потребности в пище является признаком близкой физической смерти. Другим признаком последних времён, согласно Евангелию, является разделение веры и неверия внутри одной семьи, или народа. Если традиционно единство народа, так же как и единство семьи, подразумевало единство веры, то о последних временах Евангелие говорит: Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Матф.10:21). В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится (Лук.17:34-36).
Конечно, нам тяжело бывает видеть неверие и грехи близких людей. Однако не надо излишне драматизировать ситуацию, ибо, как говорит Евангелие, надлежит всему тому быть (Матф.24:6). С другой стороны, внешние обстоятельства, которые привели вашу сестру к отречению от веры, могут перемениться, как и всё меняется в этом мире. Тогда и она посмотрит на вещи по-другому. У человека постоянно меняются пристрастия и вкусы, а главное, может прийти время, когда он более серьёзно посмотрит на свою душу, и действительно задумается о вере и о Боге. Поэтому не надо унывать: если будем молиться, и уповать на милосердие Божие, то Он не оставит нас.
|