Чтобы иметь возможность рассуждать о духовных предметах, нужно воцерковиться, т. е. жить реальной духовной жизнью Церкви. О духовных предметах надобно судить духовно, - говорит апостол Павел (1Кор.2:14).
Вот, вы говорите, например, что критерием оценки в любых деяниях должна быть благость и любовь. На первый взгляд, это понятные слова, - однако оказывается, что понимать их можно совершенно по-разному. Представьте себе, например, такую ситуацию: приходит к врачу пациент, скажем, страдающий истощением сил и склонностью к чахотке, и врач направляет его в санаторий. Приходит другой, например, с отравлением желудка, и врач прописывает ему рвотное и клизму. А третьего, у которого аппендицит, кладет на стол, и начинает резать ножом. С точки зрения постороннего наблюдателя, далекого от медицины, может показаться, что врач сделал благо для первого пациента, посмеялся над вторым, а третьего он просто ненавидит. Но врач на самом деле одинаково благ ко всем.
Однако рядом может открыть прием и другой «врач», который будет обильно проявлять понятную всем любовь и благость. Не хочешь пить рвотное и ставить клизму? – пожалуйста. Можешь скушать торт. Не хочешь вырезать аппендицит – поезжай в санаторий. Как объяснить нашему постороннему наблюдателю, что в санаторий ехать плохо, а вот когда тебя будут резать ножом – это хорошо? Аргументы типа: посмотри, сколько на операционном столе людей умирает, а в санатории все только поправляются, - может показаться ему неопровержимым.
Поэтому задача дать полный и объективный анализ деятельности г. Грабового оказывается принципиально невыполнимой и бессмысленной. Невоцерковленным людям этот анализ ничего бы не сказал, потому что у каждого из них своё понимание блага. Для воцерковленного же человека анализ не требуется. Уже из самих титулов, которые усваивает себе «академик и ясновидящий» Грабовой совершенно понятно, с кем мы имеем дело. Что же касается таких вещей, как, например, предложение воскресить детей, погибших в Беслане, по стоимости 39 тыс. рублей за человека, то это можно расценить лишь как чудовищное кощунство и уголовную аферу. Также и сюжеты о священниках, которые просят помощи у Грабового, могут производить впечатление только на тех, кто не знает, что такое Церковь.
Христос говорит, что дерево познается по плодам. В этом смысле можно было бы посмотреть на плоды деятельности Грабового, - например, посмотрите вопрос 519. Однако, если не положить в основание наших суждений именно христианское понимание добра и зла, спорить можно бесконечно. Кто-то может сказать, например, что для него благо заплатить 39 тысяч, и верить в то, что умерший человек теперь ходит где-то по земле. К тому же, как видно из приведенного вами примера с видеозаписью, в подобных случаях мы, как правило, имеем дело с самыми циничными подделками и трюками.
На самом деле есть только одна защита от бесчисленных «учителей», «учений», и тоталитарных сект. Надо иметь разумную веру, и жить в Заповедях Божиих, под благодатным покровом святой Церкви. Для тех, кто еще не пришел к вере, возможен только один совет – всё-таки доверять её авторитету в оценке тех или иных явлений в духовной области. Если же человек веры не имеет, и следует своим собственным, или навязанным представлениям, то все анализы и рассуждения становятся бессмысленными.
|