Батюшка, простите и благословите.
Вразумите меня по вопросам воспитания детей. У меня проблемы с дочкой, которой почти 9 лет.
Я понимаю, что на ребёнка действует и то, какое общение она слышит в семье. А нам с мамой постоянно приходится ссориться по многим вопросам, хотя я первая на спор не иду. Бабушка не верующая… Получается, она плачет и переживает, что я хожу в храм, (по её словам «совсем ударилась в монашество», хотя храм посещаю по проблемам с детьми не на целую службу), а я скорблю, что не могу свободно ходить, когда мне захочется. Проблема была и при рождении дочери. Муж не русский, пока не живёт с нами. Т.е. мне и бабушке пришлось поднимать ребенка с рождения. Бабушка не хотела, чтобы я выходила за него замуж, а тут ей сказала, что я в положении на 6 месяце. Так она меня посылала на искусственные роды, даже сама чуть не сделала мне их. В общем, ребёнка никто не хотел, кроме меня.
Сейчас девочка очень нервная, не даёт и слово сказать, очень грубо отвечает, обзывается, даёт сдачи. Бабушка упрекает, говорит, что это всё из-за твоих походов в церковь, ничего хорошего из этого не получится, лучше полечи дочь.
Я уже не знаю, что делать. Посоветуйте. Я уже не знаю, как её воспитывать, а тем более воспитывать в вере. Наказания побоями ещё больше расстраивает её психику.
Спаси вас Господи!
Здравствуйте, отец Александр. Благословите.
Простите меня, грешную за мои вопросы к вам. Если сможете, ответьте, пожалуйста.
1. Как правильно читать Библию и Закон Божий детям? Какую молитву перед чтением нужно говорить? Может ли ребёнок при чтении лежать или сидеть спокойно и слушать? Можно ли взрослому в это время сидеть?
2. Можно ли показывать слёзы, т.е. свою слабость при непослушании, грубости, явном богохульстве детей? Как можно вселить в детей страх Божий (есть ли какая молитва?), как искоренить самоволие их?
3. Правильно ли будет, если после непослушания ребёнка, ответить при его, например, ударе, что это Бог тебя наказал?
4. Например, если сын прощает быстро, а дочь нет. Значит ли, что у дочери есть гордыня, когда она не может подойти и сказать маме: «Прости»? И как можно смягчить характер дочери, если она очень грубая.
5. Можно ли в каникулы, после причастия разрешать детям смотреть телевизор? И как можно научить ребёнка воздерживаться в пост от телевизора, если бабушка сама зовёт их смотреть телевизор, а они не в силах отказать?
6. Если верующий православный уезжает с детьми за границу, то, к примеру, отучив детей в русскоязычной школе 4 класса (при посольстве русском - только четырёхлетка) можно ли отдавать детей далее в местные школы страны? И как быть таким родителям и их детям, если в школе будет предмет вроде РАПСа – планирование семьи. Многие знают, что оборудовано или выдают в качестве обучаемого экземпляра в таких кабинетах или на таких уроках? Как должен поступить верующий родитель?
7. Разрешается ли иметь супружеские отношения во время беременности жены?
8. Если муж примет Святое Крещение в Православии, нужно ли ему после Крещения исповедовать грехи, совершённые до Крещения?
9. Нужно ли для венчания воцерковление?
Спаси вас Господи!
|
Воспитать в ребенке мы можем только то, что имеем сами. Поскольку воспитание может начинаться только с правильного отношения к родителям, то и вам нужно, очевидно, постараться понять заповедь о почитании матери и отца. Непочитание родителей не только означает отсутствие реальной веры, но и отсутствие всякой возможности для воспитания своего ребенка. Поэтому после ваших слов о постоянных ссорах с мамой дальнейшие рассуждения о вере и воспитании детей теряют всякий смысл. Ссориться можно с подружкой по школе, а отношение к матери строится совсем на других основаниях. Нам, верующим людям, должно бы быть просто непонятно, как вообще можно сказать грубое слово своей родной матери.
Однако почитание родителей не может означать безусловного послушания всему, что они говорят. Старшему поколению, воспитанному в условиях воинствующего атеизма, трудно бывает понять веру, и жизнь в смирении и страхе Божием. Никак невозможно идти на поводу у тех ложных, а иногда и прямо чудовищных представлений, которые, как правило, разрушили жизнь самих родителей, и так же могут разрушить нашу. Поэтому вы были совершенно правы, когда отказались убивать своего ребенка на шестом месяце беременности, как бы мама на этом ни настаивала. Когда дети вырастают, и создают свои семьи, они оставляют родителей (Быт.2:24), - т. е. приобретают право, и даже обязанность, жить своей семьёй. Но почитание родителей при этом остаётся их святым долгом. Правильно понять, в чем оно состоит, и хранить заповеди Божии в своём отношении к родителям – это первое, чему должен научиться человек, обратившийся к вере. Только это открывает возможность и для воспитания своих детей. Ибо если вы сами не умеете чтить свою мать, то что удивительного в том, что ваш ребенок хамит и не слушается вас?
Почитание родителей открывает перед нами надежду иметь благословение Божие над своей жизнью. Но о своей семье вы упоминаете лишь вскользь, так что даже нельзя понять, есть она у вас, или нет. Вы пишете, что муж ваш иностранец, и с вами «пока» не живет (хотя дочке уже девять лет), при этом появления её на свет он совсем не хотел, и в воспитании никак не участвовал. Но о проблемах своей семьи вы ничего не спрашиваете, а задаёте вопросы только о воспитании ребенка.
По-видимому, вы полагаете, что ваши взаимоотношения в браке - это одно, а воспитание ребенка – другое. Но это большое заблуждение. Дети воспитываются именно в семье, и первый опыт любви получают именно в любви к родителям. Более того, именно любовь и забота земного отца является образом любви Отца небесного. Если любви и тепла в нашей семье нет, то что мы хотим воспитать в ребенке? Как бы мы ни бились, а передать ему мы можем только то, что имеем сами. Поэтому прежде чем говорить о воспитании ребенка вам нужно научиться хранить заповеди Божии в своих отношениях с мамой и мужем.
Но и дальше путь к правильному воспитанию будет лежать через понимание своих ошибок, и покаяние. Не понимая страстей и злобы, которыми живёт наше сердце, мы обычно требуем от детей лишь то, что эти страсти нам диктуют. Понятно, что ничего благого такая педагогика не приносит.
Например, вы спрашиваете (3): правильно ли будет говорить ударившемуся ребенку, что это Бог тебя наказал? Попробуйте подумать, из какого сердца можно говорить такие вещи? Из любви и сострадания можно ребенка только пожалеть и постараться утешить. Это, кстати, вызывает и ответную любовь и доверие. С другой стороны, такие слова о Боге являются ложью по существу. На самом деле мы не знаем судов Божиих, и всего лишь приписываем Богу, Который есть любовь, свои страсти и злобу. Так же и для ребенка мы создаем ложный образ злого и мстительного Бога, - и это почти всегда ведет к отрицанию веры. Понятно, что подобные способы воспитания ни к чему благому привести не могут.
(1) Для верующего человека очевидно, что читать Библию и Закон Божий нужно с благоговением, а смысл этого чтения в том, чтобы на основании Слова Божиего строить свою жизнь. Если мы вникнем в эту задачу, то увидим, что и самим нам еще нужно научиться так читать Слово Божие, а главное – научиться жить по нему. Если же мы и детям будем читать его формально, без связи с жизнью, то принести такое чтение может только огромный вред. А стоять при этом, сидеть, или лежать – зависит от обстоятельств. Христос проповедовал и стоя, и возлежа за трапезой, и, например, сидя в лодке. Но главное, Он проповедал веру Своей жизнью, и нам оставил образ, да последуем стопам его (1Пет.2:21).
(2) Если мы спровоцировали грубость, а тем более, богохульство у детей, значит, мы вели себя очень неправильно. Поэтому думать надо в первую очередь не о том, что делать, когда мы уже совершили грех, а о том, как в такие ситуации не попадать. Надо постараться понять свои ошибки. Воспитывается почитание родителей, как уже говорилось выше, только на собственном примере. Пока вы сами ругаетесь со своей мамой и не чтите мужа, вам никогда не добиться послушания от собственных детей. Само же воспитание нельзя основать ни на злобе (вот, Бог тебя наказал!), ни на бессилии. Оно может быть основано только на терпении и любви. Только на этом пути мы можем смягчить характер наших детей, и научить их просить прощение. (4).
(5) О телевизоре вы можете посмотреть в вопросе 698. Смысл воспитания детей не в том, чтобы запретить смотреть телевизор, а в том, чтобы научить их правильно к нему относиться. Это и вообще задача воспитания: научить детей правильно относиться ко всему в мире.
(6) Лишать образования своих детей никак нельзя, а в каких школах лучше учиться – это придется решать вам с мужем. Но, сколько я знаю, на Западе вполне понимают последствия попыток сексуального просвещения детей, и над своими детьми таких экспериментов не проводят. РАПС существует для того, чтобы разрушать институт семьи именно в России, и для развращения наших детей.
(7) Рассуждать о супружеском воздержании можно только исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Но по вашему вопросу невозможно ничего сказать о ваших взаимоотношениях с мужем. Как уже говорилось, описываете вы их так, как будто мужа у вас вообще нет. Поэтому, очевидно, вам надо привести их в некоторую определенность, - а уже потом рассуждать о возможном супружеском воздержании.
(8) Непонятно, что вы хотите достигнуть, рассуждая за мужа о его грехах. Если они его волнуют, то пусть он сам выясняет, как в них раскаяться.
(9) Может быть, осмыслить то, о чем вы спрашиваете в последнем вопросе, для вас важнее всего. Из него как бы следует, что можно, например, креститься - и не воцерковиться, не быть членом церкви – и венчаться. По-видимому, столь формальный подход к вере и является причиной многих ваших проблем. Ибо начинаются проблемы не с крещения или венчания, а с того, чтобы постараться сделать отношения в браке искренними и благими, - и помочь мужу прийти к вере. Тогда все последующие проблемы – крещения, венчания, исповеди, супружеского воздержания, и воспитания детей, обязательно получат своё решение.
|