ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Заключительная статья
(более предназначенная для сомневающихся в необходимости проведения Дней славянской письменности и культуры и противящихся данной работе в школах с детьми)

Если кому-то покажется, что это пособие насквозь пронизано православием, и это не допустимо для общего образования, которое по социалистическому пережитку до сих пор называется светским, т.е. отделенным от Церкви, то мне хотелось бы напомнить, что вся русская и славянская культура основана на православной традиции. И именно православное христианство сыграло огромную роль в деле формирования российского государства и русской нации. Предвидя следующий аргумент о многонациональном и многоконфессиональном государстве, хочется добавить, что такой формулы даже в основном законе государства, Конституции РФ, нет. «В первых статьях ее отмечено, что мы – многонациональный народ, а не многонациональное государство. Употребление в речи «многонациональное государство» - признак бытового языка, а не языка закона. Конституция также свидетельствует о приоритете международного права, а в международном праве сказано, что если титульная нация в государстве опускается ниже 67% населения, то это уже многонациональное государство. Во Франции, например, французов 70% и это мононациональное французское государство. У нас титульная нация – русский народ – составляет 80%! По международному праву мы мононациональное русское государство». И все проживающие в нашем государстве народы имеют один язык межнационального общения – русский, который основывается на церковно-славянском языке. Так почему же мы в своих школах, своим детям не можем рассказать откуда пошла наша письменность, культура, государственность? Рассказать-то можно ответите вы, но в нейтральном светском ключе. А вот теперь давайте разберем, что значит светское государство или образование.

«Светское государство это понятие юридическое, сформулированное в противовес государству атеистическому. Некоторые говорят, что светское государство – это когда Церковь отделена от государства. НО ни в одном из действующих законов таких слов вообще нет. Вспомните, Церковь отделил от государства В.И.Ленин своим декретом в 1918 году с целью дальнейшего уничтожения граждан страны». Очень мудро, кстати, поступил. Это ведь был один из первых декретов! Вспомните, вспомните, мы ведь все учили историю в советской редакции. Про истинные цели этого декрета нам никогда не говорили. «Подумайте сами: Церковь – это народ Божий, верующий народ. Так как же можно верующий народ отделить от государства?» Любой верующий человек за свое отечество жизнь готов положить. И Православная Церковь всегда благословляла воинов, защищавших свою Родину. «Современные законодатели пошли тоже мудрым путем, они написали, что наше государство – светское, и что религиозные объединения и организации нельзя создавать в государственных учреждениях». Простите, но изучать основы своей письменности, культуры, государственности – это не есть создавать религиозные объединения и организации в наших общеобразовательных школах. Вообще-то наше законодательство ничуть не запрещает, а даже обязывает изучать основы православной культуры.

«Цитирую ст.44, п.3 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». Обязан заботиться о сохранении! Что значит «заботиться»? Это значит знать, беречь, передавать это наследие. Извините, таково требование Конституции к каждому гражданину России. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? Беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли. Конституция нам это предписывает. Поэтому действия, которые будут чинить препятствия на пути изучения данной темы, можно считать антиконституционными, антизаконными». Дай Бог, чтобы эта первая тема и первый праздник славянской письменности и культуры в нашем богоспасаемом граде Дубна, положили основу или мостик к изучению в школах, хотя бы факультативно, основ православной культуры, на которых не побоюсь повториться, стоит весь наш русский язык, культура и государственность. Существует письмо министра образования России от 22.10.2002г. № 14-52-87бин/16, в котором разрешено вводить в школах основы православной культуры, поэтому ничего противоправного в этой идее нет. Да и закон об образовании говорит, что « образование – это механизм сохранения и развития национальных культурных традиций». И напоследок затронем еще один современный закон – закон о религиозных организациях. В нем «признается особая роль православия в истории духовной культуры России. А дальше добавляется, что мы признаем и роль мусульманства, и иудаизма, и буддизма в истории народов России. Есть разница: государства России и народов России? Законодатели признали особую роль Православия на всей территории России. Они действуют в конституционном поле. Получается, что в ссылках на наши законы создается очень много юридических мифов, созданных для того, чтобы запретить нам изучать отечественную культуру с позиций православного миропонимания. В системе образования мы должны говорить не о национальностях, а о культуре России – культуре, на основе которой создавалось наше государство». У Вас, дорогие нашиколлеги, собратья, еще остались вопросы: зачем нужен этот праздник? Зачем нужна эта методичка? Зачем нужно изучать православную культуру? Тогда ответ такой: «православная культура – это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее национальности. Православная культура – это основа единения народов России». А праздник славянской письменности и культуры – это основа единения славянских народов.

В заключении хочу сказать, что основой этой статьи послужили размышления иеромонаха Георгия (Шестуна) в его статье «О стратегии государства и политике в сфере образования». Нам же (составителям) хотелось донести до педагогов, родителей необходимость этой работы в школах с детьми.

Член оргкомитета по подготовке и проведению
Дней славянской письменности и культуры,
педагог Злобина Елена Алексеевна



ДОПОЛНЕНИЕ: для успешного проведения любого мероприятия, необходимо четко представлять его цели и задачи. Цели и задачи этого государственно-церковного праздника следующие (они подойдут как для организации праздника в классе, так и в школе, районе или целом городе):

ЦЕЛЬ праздника:

  • духовное возрождение нации;
  • приобщение людей к ценностям славянской истории и культуры, как неотъемлемой части мировой цивилизации;
ЗАДАЧИ праздника:
  • прославление деяний Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , даровавших славянской культуре ее духовную основу – Слово Божие;
  • активизация творческого потенциала населения;
  • активизация воздействия культуры на духовный мир человека;
  • возрождение народных традиций согласно евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.