КО ДНЯМ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

"Раб должен быть сильным и знать язык своего хозяина"

Уважаемые, жители нашего города.

По всей стране и с этого года у нас в городе начинается подготовка к Празднику славянской письменности и культуры.

В преддверии подготовки к этому большому и важному культурному мероприятию хотелось бы затронуть одну проблему, которая не то чтобы надвигается на нас, а во всей мере уже присутствует в нашем образовании.

Я обращаюсь к каждому и одновременно ко всем людям, у которых дети еще учатся в школе. Вспомните, пожалуйста, давно ли вы были в школе у своего ребенка? А когда вы в последний раз заглядывали со вниманием на страницы учебника по нашему родному русскому языку? Заметили ли вы, уважаемые родители, изменения в содержании? Я не имею в виду те примеры предложений, в которых была заложена идеология советского времени. Они практически уже ни в каком учебнике не встречаются.

Посмотрите в оглавление, просмотрите просто темы по изучению русского языка. Скорее всего, с первого взгляда вам покажется, что вроде все на месте. Программа похожа на ту, которую мы сами изучали в школе. Вы особого ничего не заметите и, успокоившись, отложите учебник в сторону, ведь не все мы специалисты-филологи. Заставили затронуть меня эту проблему несколько фактов, которые произошли со мной, моей дочкой и моими знакомыми.

Когда я сама в последний раз была в школе у своей дочки на родительском собрании, то услышала как группа учителей-родителей и просто родителей обсуждали тенденции в нашем образовании. Есть идеи постепенно вывести некоторые предметы, а потом может быть и большинство, за рамки обязательных к изучению и посещению. Кто же посчитает, что они ему все же нужны "для всесторонне гармонично развитой личности", то пусть оплачивает их из своего кармана. Ерунда, скажете вы, фантастика, такого не будет! В конце концов будут частные школы, которые начнут процветать на этом. На что я могу вам ответить, что может быть какое-то время и поцветут, а потом их просто задавят какими-нибудь налогами. А репетиторы? – скажете вы. Их то всех не возьмешь под контроль. А я думаю, что найдут способы и здесь совладать. Не будем дальше вдаваться в этот фантастический ужас. А то все это становится очень похожим на одно из произведений американского фантаста Рея Бредбери «451° по Фаренгейту». Автор нафантазировал общество, живущее без книг (они все уничтожены), никто не умеет ни писать, ни читать и ведется политика государства на выявление и преследование тех, кто еще умеет читать, писать или знает наизусть хоть одну книгу ( а был круг людей, где каждый человек знал наизусть одну книгу от первой до последней буквы). Большой минус фантастики в том, что она может стать реальностью. Другой факт касается непосредственно тех самых школьных учебников.

Моя подруга работает уже около десяти лет учителем русского языка и литературы, за эти годы она поработала с разными учебниками и по мимо высшего образования по этим предметам, «почувствовала разницу» в бесконечно меняющейся веренице новых учебников. Преподает она в одной из московских школ в старших классах, где на русский язык отведен только 1 час в неделю для повторения. Учебников для этих классов не предусмотрено. Ей довелось побывать на заменах в 6 и 7 классе. В 2003 году благополучно вышли новые учебники по этим предметам и в них некоторые темы урезаны.

Заметим, в этой школе учителя выбрали учебник под редакцией Баранова, как наиболее удачный и подходящий к образовательному стандарту по русскому языку. Под Новый год дети должны были пройти уже тему «Деепричастие». Так вот: на вопрос «что такое деепричастие?» дети начинают свой ответ со слов: « это самостоятельная часть речи…», это же утверждение отнеслось и к причастию. На самом деле и то и другое – особая форма глагола. Это было первое удивление от детей. Второе удивление она получила от учебника, где правила пунктуации по этой теме ограничивались лишь тем, что «деепричастные обороты и деепричастия всегда обособляются». А исключений, когда деепричастный оборот является фразеологизмом, например, спустя рукава, или , если одиночное деепричастие перешло в наречие, например, читать лежа, и в этих случаях ничего не обособляется, их просто нет. Хорошо если ребенок умный и задаст умный вопрос на эти исключения. А если нет? Ну, ничего, будет писать «спустя рукава» и «читать лежа» через запятую. Мир ведь от этого не перевернется, всего лишь общая культура понизится на одну маленькую незаметную ступеньку. В 6 классе в теме «Прилагательное» все не так трагично. Просто все сведения о краткой форме прилагательного засекречены. Сказано только, что такая форма имеется у прилагательного. А то, что прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые, например, Зима хороша, этого уже нет. Сказуемое в таком предложении выражено краткой формой прилагательного. Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А.К.Толстой)

Это не смертельно этого не знать и даже не стыдно. Вот еще одна ступенька вниз.

Если досконально просмотреть всю программу по русскому языку, длинная ли лестница вниз получится? Вот мы и решили сделать с ней анализ учебников по русскому языку, но это будут московские учебники. Я обращаюсь ко всем педагогам нашего родного языка в Дубне - попробуйте просмотреть и написать для публикации подобный анализ. Этот доклад обязательно будет опубликован в серии статей, посвященных Дням славянской письменности. Одно дело, когда это все обсуждается внутри школы, внутри методического объединения, между самими учителями, но другое дело, когда об этом задумаются все родители, у которых дети еще учатся в школе или только собираются. Давайте совместными усилиями беречь каждую букву нашего языка. Эта и будет одна из целей предстоящего праздника. И.С. Тургенев замечательно сказал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!»

Кто-то "тихой сапой" постепенно вводит упрощение нашего богатого русского языка, почти ворует его у будущих поколений. Я думаю, уже давно существует какая-нибудь специальная программа, которая планомерно дает деньги на печатание новых учебников по заданным параметрам. В конце концов нас может ожидать то, что стало с английским языком у американцев. Они имеют привычку использовать вместо чистого английского языка его сленговый вариант, о чем красноречиво говорит их манера спрашивать «aint it true?» вместо «isn’t it true?». Американский лексикон настолько заполнен разговорными и искаженными вариантами английских слов, что остается только зафиксировать его в словаре как отдельно существующий «американский» язык. Не будем награждать американцев за это общепринятыми обидными словами, будем лучше к ним снисходительны и объясним эту лингвистическую трансформацию следствием многонационального состава, историческими особенностями развития этой нации, в конце концов, люди , приехав из разных стран, в спешке изучают английский, чтобы хоть как-то адаптироваться в новом сообществе. А нам то зачем спешить терять богатство родного языка?

Года 3-4 назад была немаленькая полемика в обществе, среди филологов, даже депутатов об упрощении правил правописания в русском языке, пытались принять закон "О русском языке". Полемика полемикой, вроде тогда отстояли «наш прекрасный» язык, закон принят в третьем чтении 5 февраля 2003 года и все утихло, но факты остаются фактами: русский язык искореняется! Другой учебник по русскому языку для 7 класса, где во главе авторского коллектива фамилия Разумовской, еще хуже, чем тот, про который я рассказывала выше. И по нему учится моя старшая дочь. Если все учебники этого авторского коллектива изложены в таком ключе, то это просто надгробные плиты над грамотностью наших детей. Об этом учебнике мы расскажем в отдельной статье, которая будет посвящена нашим учебникам по родному языку.

Еще один выдающийся случай на тему тенденций в образовании произошел в Санкт-Петербурге на одной из образовательных конференций. Выступала методист не маленького обычного отдела образования, а по выше, и предложила в будущем в школе оставить всего два предмета: физкультуру и иностранный язык. Такого, согласитесь, вообще никто не ожидал. «Шок – это по-нашему!» Хорошо нашлась одна пожилая учительница, не постеснялась, встала и сказала: «Да. Это правильно. РАБ ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ И ЗНАТЬ ЯЗЫК СВОЕГО ХОЗЯИНА». Лучше и не скажешь, правда? Тут уж рукой подать до фантастики Рея Бредбери. Вот за это я и люблю, и уважаю пожилых учителей. Вас, мои дорогие, надо беречь, как родной русский язык. К чему особенно призываю учеников.

Друзья мои, неужели вы хотите, чтобы сначала ваши дети, потом внуки незаметно для всех, т.к., согласитесь, некогда вникать в домашние задания своих чад, да и просто бывает лень, стали носителями русского языка в формате Эллочки Щукиной из «Двенадцати стульев», а потом и рабами? Нет. Я тоже не хочу.

Выход – объединить усилия, сделав большой анализ наших учебников, провести в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры большую конференцию по этой проблеме. Опубликовать доклады и итоги этой конференции не только в Дубне, но и за ее пределами. Надо расшевелить общественное мнение и рассказать всем какими учебниками лучше не пользоваться. Аналогичные исследования можно провести и по литературе, истории нашей страны, но начать непременно надо с языка. Язык – это первоэлемент культуры. А праздник языка, праздник Слова есть праздник культуры. Буду признательна, если отклики на эту статью придут не только в редакцию газеты, но и лично мне по электронной почте: serebrpsaltir@mail.ru , zelena-zelena@mail.ru.

P.S. Когда эта статья уже была готова к печати, в Москве проходили XIII Рождественские образовательные чтения. В их программе я увидела выступление ведущего редактора редакции русского языка изд. «Просвещение» Рыбченковой Л.М. «Проблемы обновления содержания гуманитарного образования (качество учебных изданий по рус. яз.) на секции «Роль родителей в образовательном процессе и проблема качества учебных изданий». Проблема не надуманна. Она есть и ее надо преодолевать, хотя бы ради наших детей.

Злобина Елена Алексеевна, учитель