3489:


    Здравствуйте, отец Александр! Очень признательна вам за ответ (3483) на мой вопрос. Хочется уточнить детали. Я очень любила женатого мужчину в течение очень долгого времени. Знала, что это грех, но ничего не могла поделать. Он тоже любил меня. Я не хотела быть причиной распада их семьи и, в то же время, хотела быть только с ним. Пыталась забыть его, расстаться, встречаться с другими, но тщетно. Не говорю, что другие были плохие или недостойные, но не было у меня к ним чувств. Сейчас моя любовь к нему перешла в другой режим, в тихое русло; не бурлит и не клокочет. Я по работе уехала в другой город, и имею возможность всё трезво оценить. Жалею, что не родила ребёнка от любимого человека. Смотрю на попавших в подобную ситуацию: люди проще относятся к жизни: рожают детей, не циклятся на семейном положении. Вот и думаю, а не дура ли я? Вы пишите, что надо жить тем, чем живёт сердце. В моём сердце любовь (не страсть). И как мне с ней жить? Раздавить её? Жить с нелюбимым? Так ведь это ещё хуже...
    С уважением,

    Т...
 
:


Бог вас благословит, Т…!

Трудно и тяжело писать вам ответ, потому что сказать на самом деле нечего. Если человек не имеет веры, то он обречен страдать от своих страстей. Разобраться в них невозможно, да и не нужно. Сколько противоречий было в вашем первом вопросе, - и я подробно, сколько мог, попытался вам эти противоречия показать. Хотя вопрос изначально был ни о чем – такие вопросы неверующие люди задают постоянно: зачем не грешить, когда грешить хочется? И что я приобрету, если лишу себя всех этих удовольствий? К тому же христианство, как они его понимают, даёт прекрасную возможность: погрешить, а потом покаяться. Ответить по существу на подобные вопросы можно только так: живи ты как хочешь! А если совесть действительно приведёт тебя к покаянию и вере, то сам будешь рассуждать совсем по-другому. Однако всё-таки я написал вам, что мог. И вот теперь оказывается, что вопрос вы задавали просто так, а на самом деле в жизни вашей всё совсем по-другому.

Однако и во втором вопросе противоречий не меньше, чем в первом. Вы пишете, что в сердце вашем любовь, а не страсть. Однако при этом говорите, что знали, что это грех, что не хотели быть причиной распада семьи, а так же, например, что жалеете, что не родили внебрачного ребенка, - и снова киваете на тех, кто не циклится на семейном положении, и проч. Однако если посмотреть на всё это с христианской точки зрения, то кроме безнадёжно запутанного клубка страстей мы ничего не увидим. Может ли любовь быть грехом? Ведь сам Бог есть любовь (1Иоан.4:8), и человек живёт лишь любовью. Страсти же, действительно, постоянно заставляют страдать. Славянское слово «страсть», собственно, и означает «страдание». Причём от своих страстей страдает не только сам человек, но и другие. Мог ли не страдать, например, от своей двойной жизни предмет вашей любви, если у него был хотя бы малый остаток совести? А его семья? Его дети? Но самое печальное, что и своего ребёнка, который мог бы родиться от этой связи, вы заранее легко обрекаете на страдания. Ведь ему бы никогда не удалось узнать, что такое отец. И каким отцом будет он сам, когда вырастет? И всё это, по-вашему, может быть плодом любви? На самом деле мы просто не знаем, о чём говорим. Знаем мы лишь свои страсти, и их почитаем за любовь. И при этом снова завидуем тем, кто не циклится на семейном положении. Однако что им завидовать? Великое ли счастье не иметь мужа, и воспитывать своего ребёнка сиротой? Опять, как и в первом вопросе, завидуете вы совсем не тому.

Но самое смешное, что все эти рассуждения о том, как вы окрадывали себя в чём-то ради заповеди, на самом деле просто не имеют смысла. Ведь оказывается, вы ни в чём себе не отказывали, и встречались с тем, с кем хотели, не смотря на все запреты и заповеди. Правда, об этом можно только догадываться, ибо прямо вы ничего не написали. Это само по себе очень плохо, ибо вполне может оказаться, что опять вы спрашиваете ни о чём, и на самом деле дела обстоят совсем по-другому. Но и основываясь лишь на том, что вы написали сейчас, можно лишь ужаснуться столь чудовищному представлению о заповедях Божиих. Ведь из вашей логики следует, что встречаться с женатым мужчиной – это ничего, надо только предохраняться, чтобы не было детей. Но с точки зрения заповедей здесь всё поставлено с ног на голову. Ведь грех – это именно встречаться с женатым мужчиной. А рожать детей, которые зачинаются в утробе – это совсем не грех. Грех, наоборот, уклоняться от деторождения, не говоря уже об абортах, которые становятся особенно «необходимы» именно в незаконных связях. Надо сказать, вы также легко упоминаете и о других связях, совсем не рассуждая о грехе. Тогда в чём вы себе отказывали, и что еще могли бы иметь, и какие ограничения из закона Божия вам мешают? Мешают иметь внебрачного ребенка, очевидно, лишь опасения внешних неудобств, и страх плохо выглядеть в глазах людей. Т.е. опять мы имеем дело с совершенно ложными добродетелями и ханжеством, которое, действительно, ничего благого не приносит человеку.

Однако какой смысл снова начинать рассуждать о заповедях Божиих и ханжестве, если у нас нет веры? Боюсь, что мои рассуждения не принесут вам ничего, кроме новых страданий и обид. Страсти, действительно, мучают человека, делают его слепым, коверкают его жизнь, но не отпускают. Не имея веры, он остаётся их рабом. Максимум, что он может, это заменить одну страсть другой. Например, отказаться от денег ради славы, а в вашем случае – встретить другого человека, страсть к которому вытеснит существующую. Но чтобы надеяться даже на это, надо хотя бы немножко выйти из существующей зависимости. Как это сделать, я не знаю, как и вообще не знаю почти ничего о вашей жизни. Психолог мог бы на моём месте указать вам, например, на унизительность этой связи. Тогда естественная гордость могла бы помочь несколько истрезвиться. Но я могу указать лишь на покаяние и веру в Христа. Тогда ваши нравственные силы могут ожить, и открыть для вас путь жизни действительно в заповедях Божиих. Христос для того и пришёл, чтобы спасти верующих в Него от грехов (Матф.1:21). Он делает человека, познавшего истину, свободным (Иоан.8:32). Но здесь всё зависит только от вас, - от вашей искренности, покаяния, и веры.

ВНЕБРАЧНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО