3346:


    Батюшка, благословите.
    Хотел задать вам следующий вопрос. Нам всем выпала участь жить в нелёгкое время. То, что сейчас творится в мире, не может не беспокоить христианина. И церковь, устами многих почитаемых ею людей предупреждала об опасностях ближайшего будущего - истощения веры, полного контроля над людьми, преследований. Можно назвать схиигумена Иеронима Санаксарского, протоиерея Николая Гурьянова, дивеевского иеромонаха Владимира Шикина, вологодского игумена Гурия, блаженную Пелагию Рязанскую, пензенского старца схиигумена Алексия, блаженную Марию Ивановну Самарскую.
    Я слышал, что в последние годы старцы не благословляли заключение браков вообще. В качестве примера можно назвать о. Николая Гурьянова, преподобного Кукшу Одесского, приснопамятного схиархимандрита Христофора (Никольского). Причина этого - последние времена, в которые мы живём, попытка удержать людей от рождения детей в погибель. Так как же жить дальше? Нельзя пропускать мимо ушей высказывания таких людей, но официальное мнение церкви совсем иное. Кому верить? Неужели сейчас уже действительно позже, чем мы думаем?

 
:


Верить надо в Церковь, как мы и читаем каждое утро в символе веры, и поём все вместе на каждой литургии. Вы пишете: официальное мнение Церкви иное, чем у перечисленных вами старцев. Так можно было бы сказать, например, о коммунистической партии. Её официальное мнение, действительно, было одно, а реальность совсем иная. Но относительно учения Церкви нельзя говорить: «официальное мнение», и противопоставлять его истине. Учение Церкви – это и есть та истина, в которую мы верим. Основано оно не на мнениях отдельных людей, а на Священном Писании и Канонах, которые были сформулированы на Святых Соборах. Отражено оно также в богослужебных текстах, и объяснено Святыми Отцами.

С точки зрения православной Церкви попытка запрещать людям вступать в брак и рожать детей, - это прямая ересь. Евангелие свидетельствует об обратном: до самого Второго Пришествия люди будут есть, пить, покупать, продавать, сажать, строить, жениться, и выходить замуж (Лук.17:26-30). Если же кто-то подумает, что священное Писание всё это осуждает, то пусть он тогда не ест, не пьёт, ничего не сажает в огороде, не покупает, не строит, и проч.

Святые каноны предают анафеме тех, кто гнушается законным браком, - и не делают при этом никаких различий относительно времен. Мысли же против брака появились не сегодня. Злые и богохульные ереси с самых первых времен христианства пытались отрицать такие вещи как брак и употребление в пищу мяса или вина. Основаны они были, с одной стороны, на гордыне ума, как у древних гностиков, с другой стороны – на сатанинском благочестии, которое состояло в извращенных телесных подвигах. Поэтому еще апостольское правило осуждает тех, кто гнушается браком, мясом, или вином, ибо ни в чем, что создано Богом, нет зла. Клевещущий же на творение Божие простирает хулу и на Сотворившего (правило 51). 14-е правило Гангрского собора предает анафеме жену, которая, гнушаясь браком, не хочет жить с мужем. А 9-е правило того же собора – вообще всех, кто удаляется от брака, гнушаясь им.

Поистине, находятся в дьявольской прелести люди, которые называют себя христианами, но отвергают учение Церкви, и придумывают свои учения, еще более злые, чем у древних еретиков, осужденных святыми соборами. Те просто ненавидели жизнь, которую дал Господь, и сотворенный Им мир. Современные же еретики идут дальше гностиков и евстафиан, и простирают свою ненависть не только на мир и людей, но даже и на детей, которые еще не родились, - и заранее отправляют их в ад. Этим они не просто хулят Бога, но и ставят себя выше Его, вынося суд не только тем, кто живет на земле, но и тем, кто еще не родился. Как может верующий человек слушать такие учения? Удивляюсь, - говорит апостол Павел, - что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:6-9). Какой бы старец, или даже ангел с неба, ни говорил что-либо противное учению церкви - да будет анафема. Для нас, православных христиан, нет другого спасения, кроме веры во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, - и следования её учению.

Надо, однако, сказать, что никто из святых людей приведённой вами ереси не исповедовал. Иначе он не был бы святым. Поэтому значительная часть сведений о подвижниках, упомянутых вами, очевидно, грубо искажает то, что они говорили. Кто-то из пастырей мог, например, посоветовать конкретному человеку не жениться, и пойти монашеским путем в своей жизни. Но отрицать брак вообще верующий человек никак не может.

О проблеме высказываний старцев, которые не соответствуют учению Церкви, мне уже приходилось писать. Вы можете посмотреть в ТЕМАХ ОТВЕТОВ ПО АЛФАВИТУ слово СТАРЦЫ. Но, как бы то ни было, основополагающее значение для христианина всегда имеют учение и традиция Церкви. На этом основана наша вера, и всё, что ей противоречит, мы отметаем как ложь, от кого бы она ни исходила, пусть даже от ангела с неба. В полной мере относится это и к учению Церкви о браке. Дух же ясно говорит, - пишет об этом учении апостол Павел в своём послании к Тимофею, - что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся (1Тим.4:1-7).

БРАК, ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА, ЦЕРКОВЬ - Как хранительница истины, СТАРЦЫ