1763:


    Здравствуйте, Александр.
    Спасибо за ваш ответ (вопр. 1308). Извините, что сразу не поблагодарил, но, как говориться, лучше поздно, чем никогда.

    Насколько мне известно, с понедельника начинается пост. Чтобы к нему подготовиться, я должен исповедаться и причаститься. Ну что, пожалуй, начнём, благословясь? Можно я буду исповедоваться вам только в тех деяниях/бездействии, в которых я действительно раскаиваюсь?
    1. Редко хожу в церковь.
    <…>
    7. Ленив.
    (…)
    9. Иногда лгу окружающим, но больше всего - самому себе.
    <…>
    12. Горделив.
    (…)
    16. Часто впадаю в уныние и отчаяние.

    С…

 
:


Желание обсуждать свои недостатки и проблемы совсем не обязательно является покаянием. Человеку нередко хочется «выговориться» перед кем-то, и от этого становится как бы легче. Но с покаянием это желание ничего общего не имеет. Оно является таким же требованием наших страстей, как и сам грех. Желание поговорить о своём грехе может быть основано, например, на стремлении снова его вспомнить, похвастаться, найти сочувствие, или просто оправдаться, - но никак не на покаянии. Бывает, что в него вкладывается и прямо извращенные желания души - от мазохизма до попыток развратить своего слушателя. Но даже и желание что-то исправить далеко не всегда является покаянием. Нет ничего странного в том, что человеку бывают неприятны те или иные грехи, или он хочет от них избавиться, чтобы, избежать последствий. Но всё это еще далеко не покаяние перед Богом. Покаянием же называется глубокое внутреннее изменение человека, когда он действительно осознаёт свой грех, и отвращается от него.

Грех и добродетель мы, христиане, понимаем именно так, как открыто нам в Новом Завете. В этом наша вера. Если в своём сердце человек не согласен с тем нравственным идеалом, о котором свидетельствует Евангелие, значит, он не принимает Христа верой: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, - говорит Христос в своём Евангелии (Иоан.14:15). Поэтому ваше желание исповедать только те грехи, которые вы сами решили признать за таковые, а остальные за грех не считать, покаянием назвать никак нельзя. Раскаяться можно только во всех своих грехах. Исповедь - это не перечисление отдельных грехов, а Таинство примирения со своей совестью и Богом. Оно может быть только целостным – или происходит, или нет. Поэтому если вы в некоторых грехах хотите раскаяться, а в некоторых нет, то исповедь лишается смысла.

Об отсутствии реального покаяния и веры свидетельствуют и другие особенности того, что вы предлагаете как исповедь. Например, грехи вы перечисляете в настоящем времени. Это означает, что мы имеем дело не с покаянием, а лишь с констатацией фактов. Раскаяться же можно только в прошедшем времени, потому что человек говорит о том, что было раньше, - и он надеется, что в будущем всё-таки что-то изменится. При этом он сам уже внутренне изменился, - ибо только это изменение и могло привести его на исповедь.

Так же исповедь не является описанием наших человеческих качеств, и свойств души. Действительно, когда мы совершаем грех, то душа как бы соединяется с ним. При этом можно сказать, что я злой, гордый, или, например, жадный. Но если человек приходит в себя, и кается в грехе, то он отделяет грех от себя. Душа видит, что грех – это есть нечто совершенно чуждое ей, она страдает от греха, и хочет именно отделиться и избавиться от него. Только это и можно назвать покаянием. Поэтому тот, кто на исповеди просто констатирует факт, что я злой, гордый, и проч. - на самом деле еще к покаянию не обратился. С другой стороны, такое перечисление ни о чем реальном не говорит. Если бы кто-нибудь сказал, например, что он не злой, не гордый и проч. то это означало бы лишь то, что он не понимает себя. Поэтому и перечислять на исповеди свои плохие качества нетрудно: с одной стороны, мы вроде бы раскаиваемся в грехах, и даже демонстрируем «глубину» своего покаяния, а с другой – ничего нового о себе по существу не говорим. Исповедаться же можно лишь в тех поступках, словах или мыслях, в которых конкретно выразились наши страсти. Вот они всегда бывают стыдными, и рассказывать о них не хочется.

Признаком ложной исповеди является и формальное покаяние, как говорится иногда в народных сказках, «в том, не знаю в чём». Например, вы хотите раскаяться в том, что редко ходите в Церковь. Однако какой смысл вы вкладываете в это частое хождение, если не хотите каяться в своих настоящих грехах, т.е. не принимаете учение Христа (как об этом говорилось выше)? Сейчас вам невозможно каяться в несоблюдении церковной традиции, - раз вы отвергаете и саму веру, то о какой традиции может идти речь? Не мудрено, что и о самой традиции Церкви у вас пока представление очень смутное. На самом деле, например, Исповедь и Причастие совсем не являются подготовкой к посту, как вы пишете. Всё ровно наоборот: пост открывает человеку путь к покаянию, а Исповедь позволяет подготовить своё сердце к Причастию.

Я понимаю, что вы страдаете от своих грехов, но помочь вам может только сам Господь, и только в том случае, если вы действительно будете иметь веру и раскаетесь. Для этого нужно пойти в храм – исповедь через интернет не поможет вам действительно раскаяться, и спасти свою душу.

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, ГРЕХ - Нечувствие к своим грехам и непонимание их, ЗАПОВЕДЬ(И) - Представляют собой целостный духовный закон, ИСПОВЕДЬ - Через интернет, ИСПОВЕДЬ - Самокопание вместо покаяния, ИСПОВЕДЬ - Чтобы раскаяться, надо разделить себя и грех, ИСПОВЕДЬ - Нельзя раскаяться частично, ПОКАЯНИЕ - Является глубоким внутренним изменением человека