2244:


    Здравствуйте, батюшка!
    Я отношусь с крайним благоговением и чту память последнего православного царя Николая II и Святого Иоанна Кронштадского. Скажите, пожалуйста, как я могу выразить своё отношение к ним, находясь в Храме? Заказать молитву "за упокой"? Но ведь это они молятся за нас, грешных, перед Богом. Имеет ли вообще духовный смысл такая постановка вопроса или же достаточно, что я осознал всё совершённое в отношении Помазанника Божия и несу раскаяние в себе?

 
:


Я думаю, что вы правильно усомнились в том, что такая постановка вопроса имеет духовный смысл. Если мы чтим святых, и имеем любовь к ним, то чего нам еще не достаёт? Любовь должна бы подвигать нас к общению, желанию больше узнать о почитаемых нами святых. В частности, о Царской семье сейчас издано много материалов – воспоминаний, писем, дневников. Мы имеем также удивительную возможность: открыть книгу о. Иоанна «Моя жизнь во Христе», и услышать, что этот святой пастырь хочет сказать нам. Мы можем молиться святым, и даже поклониться святым мощам праведного Иоанна в Иоановском монастыре в Петрограде. Панихид о упокоении святых, действительно, не служат. Им молятся на службах, когда это положено по Уставу, и на молебнах. Выражением нашей молитвы может быть свеча, поставленная перед иконой Святого. Но главное, в чем должно бы выражаться почитание Святых, это в подражании их жизни. Ибо странно было бы чтить человека за его праведность, и жить в грехах.

Однако не очень понятно, что стоит за вашим желанием как-то выразить своё отношение к Святым, находясь в храме? Если бы речь шла, например, о митинге, то вопрос был бы понятен. Митинги и служат для того, чтобы что-то выразить и продемонстрировать публично. Но что, и перед кем, вы хотите выразить в храме? Святые не нуждаются в земной славе, а у Бога они уже прославлены, и добавить к этому мы ничего не можем. Более того, уже тем самым, что вы приняли православную веру и пришли в храм, вы засвидетельствовали своё почитание всех православных святых.

Также и каяться можно только в своих грехах. В Священном Писании иногда, действительно, говорится о наказании детей за грехи отцов. Например, Чис.14,18: Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Но здесь имеются ввиду скорби, которые дети несут в этом мире, как естественное следствие грехов их отцов. Так было и в России, когда после отпадения от веры и революционных событий три или четыре поколения несли страшные последствия этих грехов – братоубийственную гражданскую войну, голод, раскулачивание, коллективизацию, репрессии, чудовищную войну с внешним врагом, потери в которой исчислялись десятками миллионов людей, хозяйственную разруху, разрушение всех нравственных оснований жизни и самого государства, – и лишь сейчас снова возрождается вера, и возникает возможность для некоторого восстановление нормальной жизни. Но Господь не судит детей за грехи отцов, и не отправляет их за эти грехи в ад. Нас он судит за наши грехи, и только в них мы можем принести Ему покаяние.

Смысл русской истории XX в. очень точно соответствует понятию наказание (в славянском языке это слово имеет смысл вразумление, научение). Если захотим, мы вполне можем увидеть, к чему ведет потеря веры, и бессмысленные попытки построить Рай на земле. Рая ведь в этом мире существовать не может. Поэтому вместо светлого будущего мы пришли к чудовищной разрухе, причем не только в хозяйственной области, но и в нравственной. Это и есть естественное следствие беззакония отцов.

Христианская традиция даёт возможность извлекать уроки из истории. В этом смысле можно понять ваши слова о том, что вы осознали всё совершенное против Помазанника Божия, и несёте раскаяние в своём сердце. Покаяние это можно понимать как скорбь о совершившемся зле, и желание исправить положение вещей. Но покаяние перед Богом в своих грехах, это нечто совсем другое. Именно оно врачует наши душевные раны, и приносит сердцу мир, вне зависимости от тех скорбей, которые мы несем в общественно-политической жизни. Мысль же раскаяться перед Богом за прошлые поколения приводит к бессмыслице. Каждый человек прожил свою жизнь – в вере или безверии, добрых или злых делах, в истине или лжи – и как мы хотим судить или спасать всех скопом, притом уже за гробом?

Да поможет вам Господь найти настоящее покаяние в своем сердце, - тогда всё остальное встанет на свои места, и вы сможете последовать в своей жизни примеру святых. Этим вы засвидетельствуете своё самое искреннее и глубокое почитание их памяти.

НАКАЗАНИЕ, СВЯТЫЕ, ЦЕРКОВЬ - И общественно-политические проблемы - И большевизм, ПОКАЯНИЕ - За грехи отцов