1571:


    Низкий поклон вам за ответы на вопросы. Спаси вас Господи!
    Мой вопрос заключается в следующем. Каково отношение Русской Православной Церкви к педагогике М. Монтессори?
    В поисках формирования собственного мнения по этому вопросу читал русскую версию сайта педагогики Монтессори, мнения на кураевском форуме, попал даже на страничку Тверской Епархии. К сожалению единого во мне мнения не сформировалось.
    Есть утверждения, что методика, разработанная для умственно-отсталых детей, позволила им раскрыть себя (в возрасте 6-7 лет); другие утверждают, что эта методика в применении к здоровым детям (в возрасте с 2,5 лет) наряду с более ярким расцветом творческих способностей у детей рождает у них в довесок безволие и эгоизм; третьи определяют, что методика М. Монтессори в своих философских взглядах является одним из проявлений модного течения нью-эйдж (попросту говоря новый оккультизм).
    Вопрос этот для меня не просто вопрос теоретического понимания, а, практического применения.
    Поясню о чем речь. В нашем университете в Дубне, на кафедре социальной работы эта методика широко освещается, есть в Дубне и школа Монтессори. Моя будущая супруга является студенткой этой кафедры, и мне довелось присутствовать на празднике устроенном для детей с ограниченными возможностями, где наглядно была представлена практическая составляющая методики. Все было очень здорово, красиво, интересно. Но! В то же время на презентации, которая крутилась в это время на большом экране, освещалась и теоретическая составляющая, та самая оккультная, о космическом плане, о ноосфере и т.д. и т.п. В этот момент у меня и закралось сомнение о полезности всей этой педагогики.
    Мне, как отцу будущего семейства, хочется воспитать детей в православной христианской традиции, но чтобы это сделать, надо прийти к общему мнению по этому поводу с моей будущей женой. Она считает эту методику замечательной (возможно, потому, что отчасти воспринимает ее только как практический аспект творческого развития без всякого оккультного довеска), я же весь в сомнениях, и боюсь, что это может вызвать конфликт при подходе к воспитанию детей, если окажется, что эта методика действительно "зла".
    В своем отношении к этому всему я хочу руководствоваться только одним, "ищите прежде Царствия Божьего и сии приложатся вам".
    Поэтому хочется иметь четкое представление об этой методике, тогда как сейчас все замутнено и, прежде всего, спекуляциями на тему раннего творческого развития детей.
    Отец Александр, помогите разобраться.
    Сам я только начинаю воцерковление, в приходе храма Пресвятой Богородицы в Ратмино, нахожусь в периоде так сказать неофитства.
    Еще раз большое спасибо вам за ваше служение.

 
:


Христианскую традицию воспитания детей можно сравнить с заповедями для нравственно нормального человека: он естественно знает, что плохо, а что хорошо, - и старается жить по заповедям, даже если никогда не читал Закон Божий. Так и детей естественно воспитывает сам уклад жизни. Например, до революции, слово «педагогика»большинство родителей никогда не слышали, и, тем не менее, воспитывали у детей настолько правильное духовное понимание жизни, что нам этого просто никогда не достигнуть. В основании его лежала православная вера. Везде воспитывалась, например, целомудрие, почитание родителей, способность честно трудится, и проч. Хотя труд или служба были разными – от простого крестьянского труда, торговли, и до управления государством, - но в любом случае воспитывалось именно трудолюбие. Сама семья прививала ценности семейной жизни, а христианская традиция и духовное общение в Церкви открывали смысл веры.

Во многих случаях и современная педагогика пытается привить детям те же нравственные ценности, ибо сущность человеческой природы остается неизменной. Но само её существование говорит о наличии проблем в воспитании детей. Возникает необходимость воспитывать как бы нечто искусственное, то, что жизнь современного общества и семьи сами по себе воспитать не могут. Педагогика во многом развивается именно как реакция на уклонение от нормального. Когда все нормально, то и педагогических трюков изобретать не приходится. Но вот когда семейная жизнь не воспитывает ребенка, а жизнь общественная лишена нравственных устоев, возникает проблема смысла и методов воспитания. Так, например, в нашей стране новые педагогические концепции понадобились в основном тогда, когда в результате революции, гражданской войны, и других трагических событий были разрушены традиционные духовные основания жизни, а множество детей вообще оказались лишенными семей. После некоторой стабилизации обстановки воспитание во многом возвратилось к традиционным формам. Но в начале девяностых годов снова разрушился уже в какой-то мере сложившийся уклад, появилось множество беспризорных детей, - и снова стали возникать новые педагогические концепции.

Но эти концепции, как правило, уже не основаны на христианской вере. Сами родители нередко тоже плохо представляют себе, что они хотят воспитать в своих детях, и как этого можно достигнуть. Поэтому всё чаще они просто не хотят заниматься воспитанием, - и пытаются переложить эту задачу на школу, и другие внешние организации. Поэтому педагогика становится всё более востребованной. При этом она становится всё больше противопоставленной семье, и традиционным нравственным ценностям вообще.

Примером этого является и учение Монтессори о космическом плане воспитания, который наделяет человека особой миссией, и проч. Плоды этой новой веры с христианством, конечно, ничего общего не имеют. Сама Монтессори никогда не выходила замуж, а от рожденного вне брака ребенка отказалась, - чтобы посвятить себя воспитанию чужих детей, как пишут её биографы. Т.е. она отвергает семью как таковую. В христианском же понимании именно брак является самой благой, естественной, и по существу единственной формой жизни на земле. Также и воспитание детей происходит в первую очередь именно в семье, а потеря ребенком семьи понимается как трагедия.

Естественно, что отрицание традиционных оснований жизни, и в первую очередь семьи, приводит Монтессори ко многим противоречиям. Она, например, противопоставляет школу – родителям. (В описании её метода встречаются такие, например, фразы: «если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают…»). Дети противопоставляются взрослым: «Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем». «Космическая миссия» противопоставляется реальной жизни («Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения»). Надо ли говорить, что с христианской точки зрения это не более как болезненное извращение психики, и остаётся совершенно непонятным, какую жизнь готовит такое воспитание детям.

Анализировать подробно подобные учения вряд ли имеет смысл. Для вас же проблема заключается в том, что такая педагогика нравится вашей невесте. Это действительно странно, ибо следуя учению Монтессори, она и вообще не должна была бы выходить замуж. Но и выйдя замуж, с философией Монтессори она может совсем неправильно относиться к семейной жизни и детям. Поэтому я хочу пожелать вам в первую очередь достичь духовного единства с вашей будущей женой, ибо без него будет трудно построить счастливую семью и воспитать детей.

Да поможет вам Господь на вашем пути!

(Материалы об учении Монтессори взяты из "Российский общеобразовательный портал основная и полная средняя школа, ЕГЭ, экзамены". Каталог ресурсов. Школа Монтессори. Автор: Константин Сумнительный, к. пед. наук, Директор Центра Монтессори.)

ДЕТИ - Воспитание, ПЕДАГОГИКА