987:


    Хочу еще раз обратиться с просьбой о помощи, потому что самостоятельно разобраться не могу... Казалось бы, много сказано, и написано, и говорится священником на проповеди об исповедании грехов, о покаянии, но хочется еще и еще раз спросить. Что же это такое "грех"? Как мне неученому понять, где кончается норма (правда) и начинается грех? К примеру, посещая церковь, увидел красивую женщину, она поет в церковном хоре. Мне очень понравилась красота этого человека, его голос, и только это, не более. Так что же, это грех, или не знаю, как понять и назвать сие? Если то, что видишь глазами, и что оцениваешь, как красивое или неприятное, уже наказуемо, хочется уйти и скрыться от источника, либо, хуже того, уничтожить его, то, как же быть (не ходить же, в самом деле, с закрытыми глазами и ушами). Ведь из такого рода "мелочей" и состоит наша жизнь. Как же определить, в чем я виноват, и в чем необходимо раскаиваться перед Богом, чтобы получить или заслужить Его прощение, потому как "высосанное из пальца" покаяние не приносит облегчения и, видимо, никак не сближает с Творцом. Если в силу мирских забот и того бестолкового порой труда, к которому с малых лет приучен и стремился всю сознательную жизнь, не остается времени на духовное обучение, что же мне делать? Ведь то, что обязан делать в своей работе, никто за меня не выполнит, ибо это мой долг перед теми, кто трудится наравне со мной в других сферах нашей человеческой жизни. Еще множество вопросов, ответы на которые трудно мне самому найти, тревожат разум. Пробую, когда имеется возможность, задавать подобные вопросы священникам в церкви, куда хожу по воскресным дням на литургию. Но это редко, ввиду того, что они заняты, и у меня времени на общение часто просто нет. По этой причине приходится беспокоить вас.
    Да хранит вас Бог!

    С уважением, В...
 
:


Бог вас благословит, В...!

Я думаю, что вы несколько искусственно создаете описанные вами проблемы, или, может быть, они появляются благодаря низкокачественным брошюрам, которые сейчас, к сожалению, не редкость. Например, тревогу вы высказываете по поводу того, что работаете на предприятии, и дома имеете бытовые заботы. Но что здесь плохого, и почему наша совесть должна тревожится? Христианская жизнь - это обычная человеческая жизнь, та, которая дана нам Богом. Другой жизни у нас и нет. Каждому человеку, живущему в заповедях Божиих, приходится много трудиться, и в этом нет ничего странного или плохого. Грешно было бы, наоборот, не трудиться, и не заботиться о ближних. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, - говорит Апостол (1Тим.5:8). В этом случае, действительно, надо было бы каяться и исправлять свою жизнь. Но вы пишете только о своём добросовестном отношении к труду. Беспокоить здесь может только одно: не из тщеславия ли я задаю такие вопросы?

Вот, вы слушаете красивое пение в храме, увидели красоту поющей в хоре женщины (красота может быть, например, одухотворена верой и молитвой). Если вы не чувствуете за собой ничего другого, то почему начинаете беспокоить свой ум и рассуждать, как определить, в чем я виноват?

Правда, в этой области весь падший человеческий род бывает очень склонен обманываться, и я бы не советовал вам особенно заглядываться на красивых женщин, тем более, во время службы. Но раскаяться можно лишь в том, в чем обличает нас совесть. Если мы, например, засмотревшись на женскую красоту, отвлеклись от содержания службы, то здесь уже есть чего устыдиться. Вообще стараться надо трезво смотреть на свое сердце, и замечать его действительные склонности и желания. Но зачем пытаться что-то искусственно придумывать и беспокоить тем разум?

На самом деле в помыслах своего сердца, а иногда и в словах, и даже делах, мы грешим очень много. Поэтому человеку, реально понимающему себя, и действительно слушающему свою совесть, не приходится, как вы пишете, высасывать свое покаяние из пальца. Например, вы пишете, что у вас бывает желание даже уничтожить что-то неприятное. Если вы увидите здесь в своем сердце злобу, то это уже будет шагом к Богу, а раскаяние совсем не будет высосанным из пальца.

Христианская жизнь, как уже было сказано, это обычная человеческая жизнь, и закон Божий понятен, как говорит Евангелие, младенцам (Матф.11:25). Если вы будете трудиться и нести свой жизненный крест, благовременно очищая свое сердце покаянием и причастием Святых Таин, то недалеко будет от вас Царствие Божие.

ГРЕХ - Надуманные грехи, ТРУД И СЛУЖЕНИЕ, ИСПОВЕДЬ - Самокопание вместо покаяния - Надуманные грехи