789:


    Любовь к себе - это любовь от дьявола. Любовь к ближнему, чистая любовь - от Бога. Любить чистой любовью могут только чистые. Безответная любовь - расплата за грехи, или это любовь от дьявола? Или объект любви не чист помыслом? Какое объяснение ей дает церковь?

 
:


В жизни нашего падшего мира под любовью обычно подразумевается избирательно хорошее отношение к вещам или людям. Иногда это так и называют - «пристрастием». Например, о человеке можно сказать, что он любит ездить по железной дороге, или пристрастился к игре в домино, а не любит летать на самолетах, или кататься на коньках. Различия в нашем отношении к вещам и людям естественны для земного человека.

Надо сказать, что изначально, по-видимому, не было так. Всё, что создал Бог, было хорошо весьма (Быт.1:31). Адам жил в царстве любви и гармонии, и любил всё, что есть в мире. Мир был создан для него, он пользовался всем, и ничто не могло повредить ему. Потеряв же Рай, человек потерял эту любовь, источником которой, действительно, является Бог, и остался только со своими страстями.

Чтобы удовлетворять страсти, теперь мы должны избегать того, что враждебно нам, и цепляться за то, что может принести какую-то пользу. Поэтому каждый человек, как уже говорилось, что-то любит, а что-то, наоборот, ненавидит. Чувства эти характеризуются изменчивостью и необъективностью. То, что мы сегодня ненавидим, завтра можем полюбить, если по каким-то причинам оно стало приносить нам пользу. Это относится и к взаимоотношениям между людьми. Мы не имеем любви ко всем людям, и выбираем себе между ними только тех, кого принимают наши страсти. Относительно таких людей мы тоже говорим, что мы их любим.

Однако любовь к ближнему, чистая любовь, которая от Бога, - это нечто совсем иное. Она не имеет ничего общего со страстями. Такая любовь является свойством Рая, - и поэтому на земле путь к ней открывается только через покаяние и веру.

Эта любовь, как говорит апостол, не ищет своего (1Кор.13:4). В этом смысле можно было бы сказать, как вы пишете, что чистой любовью могут любить только чистые. Тогда человек не думает о взаимности, и может любить всех, - по слову Евангелия, даже и врагов (Матф.5:44). Но очиститься надлежит как раз от страстей. Если же мы продолжаем любить людей лишь избирательно, стремимся к супружеским отношениям, ревнуем, и страдаем от безответной любви, то речь идет совсем не о чистой и не о духовной любви,, а о страстях. Увидеть это человек может только в том случае, если действительно обратиться к покаянию и вере. Оставаясь же в своём падении человек, как правило, страстей своих не видит, и все его чувства нередко представляются ему чистыми и праведными. Нечистоту и зло, впрочем, он тоже видит, только не в себе, а в других. Вы даже высказываете предположение, что нас не любят именно потому, что объект «любви» сам нечист помыслом. Такое представление о «чистой любви» несёт в себе уже прямую опасность для нормальной жизни человека. Именно оно может отталкивать и «предмет любви», ибо рано, или поздно, он обязательно почувствует в этой «чистоте» крайне извращенное представление и о любви, и о вере, и о взаимоотношениях между людьми. Какая чистота здесь может иметься в виду? Ведь именно страсти движут человеком, желающим вступить в брак. Без них никаких «чувств» не бывает. Проблемы же возникают лишь потому, что у объекта наших страстей его собственные страсти далеко не всегда бывают направлены на нас. Но если бы «объект любви» имел чистоту, то не мог бы иметь страстную любовь вообще, и любые домогательства были бы ему противны.

Надо еще сказать, что с христианской точки зрения любви от дьявола, как вы пишете, не бывает. Дьявол мучает нас через наши страсти, а источником любви является только Бог, Который Сам есть любовь. Любовь же к самому себе, о которой вы говорите, не всегда бывает от дьявола. Если мы имеем в виду наш эгоизм и страсти, то за ними действительно стоит дьявол. Но любовью это на самом деле назвать нельзя.

Однако человек может относиться к самому себе так, что в каком-то смысле можно сказать, что он сам себя любит. Под этим подразумевается то, что он видит в себе образ и подобие Божие, и заботится о своей душе. Такое понимание себя открывает ему глаза на свои греховные страсти, и ведет к покаянию. Покаяние - это внутреннее изменение человека, когда он отвращается от ложного понимания любви, как удовлетворения своих страстей, и обращается к любви настоящей, источником которой, действительно, является Бог.

Если отложить в сторону рассуждения о собственной чистоте, а так же чистой, но неразделенной любви, и любви от дьявола (все подобные вещи с точки зрения христианства является лишь путаницей понятий) – то ваш вопрос, очевидно, сводится к извечной проблеме: почему наши страсти иногда находят отклик в страстях другого человека, а иногда отвергаются им. Умом здесь человек понять ничего не может, и ваши рассуждения о причинах такого явления ни к чему вас не приводят. Однако человек в какой-то мере всё-таки может понять причины своих проблем. Возможность эта существует потому, что причины эти находятся в нас самих. Но открываются они человеку лишь в том случае, если он искренне обращается к покаянию в своих грехах и вере. Только увидев свои грехи и страсти, он может увидеть и праведные суды Божии в том, что ему посылается. В этом смысле правильным является ваше предположение, что проблемы наши – расплата за грехи. Но только они являются не абстрактной расплатой, а прямым и конкретным их следствием. Нельзя понимать Суды Божии формально: разбил, например, в детстве стекло в магазине – и вот за это теперь Господь устроил так, что «объект» моих чувств не разделяет. Речь на самом деле идет – о том, чем живет в своей сокровенной глубине наше сердце, и что вылилось в те или иные поступки и действия.

В юности чаще всего страсти довлеют над человеком, и разобраться в причинах своих проблем ему бывает очень трудно. Поэтому многое ему приходится принимать просто как данность. Однако и в этом случае Господь не оставляет верующего человека, и не попускает страстям ввергнуть его в отчаяние. Со временем же он приобретает мудрость, раскаивается в своих грехах, и может согреть своё сердце утешением и надеждой.

Если же веры нет, то человеку остается только попытаться успокоить свою душу средствами этого мира. Например, психолог мог бы посоветовать сменить обстановку, - ибо с переменой обстановки старые взаимоотношения с людьми во многом теряют свою актуальность. Помочь могут и философские изыскания, и даже ваше рассуждение о том, что сам «объект» нечист помыслами. Гордость может сказать нам: раз он такой нечистый, то зачем и нужен? Найду себе другую. И человек может несколько успокоиться.

Однако по-настоящему наши проблемы подобными путями не решаются, ибо страсти неизбежно водят человека по тому же кругу. Выход же он может найти, только если обратится к покаянию, и встанет на путь веры. Ибо к настоящей любви, которая от Бога другого пути нет.

ЛЮБОВЬ, ЧИСТОТА