612:


    Как относится церковь к нашей советской (а может быть и не только) традиции посещать место захоронения своих близких? Я имею в виду обычное посещение, разумеется, без пьянства и пр. Мне почему-то представляется данное действие достаточно бессмысленным, потому что, посещая могилы, либо терзаешь без толку себе душу, либо считаешь, что навестил, т.е. "пообщался" с усопшим, что, конечно, противоречит христианской вере. И надо ли это делать, если нет желания?
    Для чего ухаживают за могилами?

    Е?
 
:


Традиция посещения могил умерших существует в христианстве с самых первых времен. Основана она на том, что место захоронения наиболее живо напоминает о человеке, а иногда несет и незримые следы его присутствия, как, например, бывает на могилах мучеников, и вообще святых людей. На них нередко Господь являет чудеса, а Церковь с древних времен чтит эти могилы, и в древности даже существовал обычай приходить к ним для богослужения. На местах их погребения строились храмы, и до сих пор частички их мощей вкладывают в престолы храмов, или в специальные платы, на которых служат литургию. На самом деле мы всегда служим литургию именно на могилах мучеников.

В вашем вопросе бросается в глаза формальное отношение к посещению могил своих усопших. На это надо обратить внимание, потому что за формальным отношением к посещению могил может стоять формальное отношение к вере, и к жизни вообще. Например, вы пишете: «считаешь, что навестил и пообщался». Однако поминание умерших – это не галочка для отчета, а реальное молитвенное общение с ними. Большая часть стихир и тропарей чина отпевания и панихиды адресованы именно нам, живым. В них содержатся глубокие рассуждения о человеческой жизни и таинстве смерти. Это то, что сам Господь говорит нам, чтобы утешить наши сердца в печали об усопших. Более того, некоторые песнопения из чина отпевания прямо написаны от лица умерших, и обращены к нам. По существу это то, что наши близкие хотят нам сказать из другого мира. Также и мы молимся, чтобы Господь простил им и нам грехи, и упокоил их в своей любви.

Христианское поминание усопших не имеет ничего общего с бессмысленными терзаниями, как вы написали. Оно несет в себе реальное утешение, и даже молитвенное общение с усопшими. Общение это именно молитвенное. Поэтому если вы пытаетесь придумать общение с умершими по образу земного, а после посещения могилки внушить себе, что оно состоялось, то, действительно, кроме напрасных терзаний ничего не получите. Вы и сами пишете, что оно противоречит христианской вере. Однако то поминание усопших, которое предлагает христианство, тоже остается для вас чем-то формальным и мертвым - о нем вы даже не упоминаете. Может быть, именно поэтому вы усомнились и в самой традиции посещения могил наших умерших - хотя это коренная традиция христианства, которая отражена и в Уставе, и в святоотеческой литературе, и в житиях святых, и даже в чине литургии, которая, как уже было упомянуто, всегда служится как бы на гробе мученика. Но вы почему-то предполагаете, что это лишь традиция советских времен.

Если мы имеем любовь к своим усопшим, то с благоговением относимся ко всему, что напоминает о них, а место захоронения приобретает для нас особый смысл. Последние дни, кончина, и сами похороны как бы подводят итог человеческой жизни на земле. Поминайте наставников ваших, - говорит Апостол, - ... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7). Именно кончину он приводит как свидетельство о вере и жизни человека. Поэтому и кладбище - место, связанное с последними переживаниями окончания земной жизни, приобретает особое значение для тех, кто знал умершего.

Переживания эти совсем не обязательно содержат одни только терзания, как написали вы в своём вопросе. Для верующего человека скорбь всегда бывает растворена неким благодатным утешением от Бога, - ведь человек перешел в Царство Божие. Даже сам день поминания умерших после светлой седмицы называют «радуницей» - от слова радоваться.

Однако надо сказать, что ни о любви к усопшим, ни о вере, ни о молитве, ни об этом благодатном утешении вы ничего не пишете. Времена государственного атеизма, действительно, наложили свой отпечаток на традицию посещения кладбища. Даже сами могилы приобрели более суетный мирской вид: кресты на них часто заменяются помпезными памятниками, оградки напоминают о частной собственности, а венки - о славе этого мира. Так и вы, говорите лишь о терзаниях, надуманном общении, или пьянстве.

Однако во всём этом нет ничего от христианской традиции и веры. Даже ваше категорическое заявление: «разумеется, без пьянства и пр.», тоже отражает лишь советское понимание проблемы. Без веры человек, действительно, теряет «царский» путь, и понимает лишь крайности – или пьянствовать, или совсем отвергать вино. Однако в традиции Церкви и то и это является грехом. Более того, чем «терзаться без толку», как вы пишете, на самом деле лучше выпить вина. Дайте сикеру (пиво) погибающему и вино огорченному душею, - говорит Священное Писание (Прит.31:6). Но только посоветовать этого я не могу, потому что в советской традиции такой совет может быть понят лишь как «заливание горя» вином, и повести к пьянству. Но гнушаться вином на самом деле еще хуже - это уже не простой грех или слабость, а ересь, идущая еще из древних гностических представлений о том, что материальный мир - это зло. Об этом говорят и канонические правила Церкви (51 апостольское правило). Можно не пить вино по разным причинам, но не потому, что оно само по себе зло.

По-видимому, собственно вино не имеет для вас большого значения. Но ханжеское отношение к нему встает в один ряд с бессмысленными терзаниями или придуманным общением, которые вы упоминаете вместо христианской молитвы об умерших. За всем этим стоит непонимание церковной традиции вообще. Обращаясь же к покаянию в своих грехах и вере, именно в традиции Церкви мы обретаем всякое утешение и благо. Тогда и посещение могил наших близких обретает для нас смысл.

Впрочем, если человек по тем или иным причинам не хочет посещать кладбище, то вполне может этого не делать. Какой-то «обязаловки», как это бывало при советской власти, в Церкви нет. Поэтому вам лучше было бы обратиться за советом к духовнику. Ведь нежелание ходить на кладбище является следствием именно вашего духовного устроения, и посоветовать здесь можно только что-то конкретное лично вам. Другие люди, наоборот, любят ходить на кладбище, - и это вполне соответствует традиции и учению Православной Церкви.

ВИНО - Отношение Церкви к вину , КЛАДБИЩЕ - Посещение, ПОМИНАНИЕ - Усопших