467:


    Прошу вас помочь мне выработать отношение к о. Александру Меню.
    С одной стороны, после своей безвременной кончины о. Александр оставил после себя плеяду учеников, разделяющих его взгляды и в соответствии с ними толкующих Писание и Предание. Значительную часть таких учеников составляют священники, служащие в приходах и окормляющие прихожан. Не побоюсь назвать это школой. С другой стороны, есть ряд свидетельств, неоднозначно трактующих его деятельность. Наверное, эти свидетельства вам знакомы, но для других читателей я приведу ссылки:
    - Диакон А. Кураев "Александр Мень: потерявшийся миссионер" http://www.kuraev.ru/b2men.html
    - Протоиерей Сергий Антиминсов (псевдоним, но очерк имеет архиерейское благословение) "Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания" http://www.hope-church.cc/Knigi/antimi-1.html
    - Священник Константин Буфеев "Об эволюционистском богословии Тейяра Де Шардена и протоиерея Александра Меня" http://www.moskvam.ru/blessed_fire/09_2002/bufeev.htm
    В то же время те книги о. Александра, которые я читал ("Магизм и единобожие", "Сын человеческий", "История религий", "История христианства"), проникнуты любовью ко Христу и людям, о. Александр имеет высокие награды от РПЦ, существуют даже иконы прот. А. Меня.
    Признавая о. Александра талантливым публицистом и самоотверженным проповедником, я, и вместе со мною многие, многие другие, задаются вопросом, не несут ли опасность труды о. Александра, как размывающие основу православия (древнего христианства)? Очень прошу вас не соблазняться кратким ответом.
    Пожалуйста, разрешите мое недоумение.
    Спаси Господи.

    Андрей
 
:


Бог вас благословит, Андрей!

Окончательное решение о тех или иных богословских мнениях принадлежит Церкви. Что касается о. Александра, то его мнения не были предметом соборного обсуждения. Одной из причин этому является, по-видимому, тот факт, что они не претендуют на изменение догматического учения Церкви.

Что же касается частных мнений о. Александра по вопросам, обозначенным вами (и многим другим), то наряду с правильным пониманием многих существенно важных христианских истин, в них, несомненно, присутствуют и суждения чуждые святоотеческому преданию Церкви.

На мой взгляд, происходит это потому, что рассуждения о. Александра носят внешний, научный характер. Святые Отцы объясняют Евангелие так, как Святой Дух открыл это Церкви, и учат нас, как действительно выполнить заповеди Христа в нашей повседневной жизни. Поэтому их учение находится в удивительном внутреннем единстве, хотя принадлежали они к разным народам и эпохам, и часто не были знакомы с трудами друг друга. Без всякого преувеличения, учение их сияет ярче солнца, и является вечным сокровищем Православной Церкви.

По-другому обстоит дело с внешней, интеллектуальной попыткой подхода к христианскому учению. Бесконечное число такого рода исследователей никогда не могут придти к единому пониманию, спорят и противоречат друг другу. Это не значит, что все подобные исследователи совсем не имеют веры, и тем более не значит, что они плохие люди, или сознательные враги Церкви. Но, так или иначе, что-то помешало им принять веру с простым сердцем, как ребенку (Матф.11:25), и постараться вникнуть в то понимание Евангелия, которое хранит Церковь. Более привлекательным для этих ученых показалось развить свои научные концепции.

В условиях государственного атеизма, однако, именно с научной точки зрения удобнее всего было говорить о вере. Поэтому, очевидно, не мог не появиться такой проповедник, как о. Александр Мень. Он имел способности ученого, литературный талант, ревность к труду проповедника, и многим помог на пути к вере. Однако в своей деятельности он больше опирался на внешние данные науки, философии, истории, и собственные мнения, чем на святоотеческое понимание христианства.

Может быть, это прозвучит странно, но рассуждения о правильности написанного им, на мой взгляд, сегодня в какой-то мере потеряли свою актуальность. Слепая вера в науку несколько вышла из моды, а мы по-прежнему имеем богословие Святых Отцов. Что мешает нам пить из этого ничем не замутненного источника воды, текущей в жизнь вечную (Иоан.4:14)?

МЕНЬ