564:


    Здравствуйте, честные отцы!
    Спасибо за подробные и обстоятельные ответы!
    Благословите задать интересующие вопросы:

    1. Есть мнение, что страдания и скорби человека являются следствием его грехов и страстей.
      С другой стороны, страдания, принимаемые со смирением, очищают душу от греха. Так, Святые Отцы указывают, что христиане последних времен спасутся только терпением скорбей.
      Каков "механизм" очищения души посредством страданий и скорбей?
    2. В одном из высказываний Святых Отцев прочел, что Бог готов помиловать любого грешника, лишь ропотливого не выносит.
      Что есть ропотливость?
      Состояние души? Высказываемые вслух упреки?
    С уважением,
    Олег
 
:


Бог вас благословит, Олег!

Грех действительно есть причина скорбей и страданий. Можно понимать это в смысле изначальной причины – как первородный грех. Можно иметь в виду и собственные грехи, ибо именно они отлучают нас от Бога, в результате чего не только страдает душа, но разрушается и наша внешняя жизнь. Если человек, однако, раскаивается в своих грехах и принимает его последствия в своей жизни – скорби – как праведный суд Божий, то он снова примиряется в своей совести с Богом, и душа его начинает исцеляться от греха. Только это и является признаком искреннего покаяния. Недовольство же тем, что праведные суды Божии посылают нам, называется ропотом. Слова о том, что Господь не выносит ропотливого, имеют условную форму. Они адаптированы под восприятие человека. Действительно, нам представляется, что Бог не выносит ропотливого. Однако на самом деле ропотливый сам отвернулся от Бога, и поэтому страдает.

ГРЕХ, ГРЕХ - Последствие греха, ПОКАЯНИЕ - Как несение последствий своих грехов, РОПОТ, СКОРБИ