523:


    Ваше преподобие!
    Я совсем запуталась и не знаю, правильно ли я поступила, рассудите меня, пожалуйста. Мой сын в этом году закончил школу в Москве (с углубленным изучением английского языка со средним баллом 4.5). Еще до окончания школы он решил поступать в Сергиево-Посадскую семинарию. Так как я совсем ничего не знала о семинарии, то мы обратились к священнику из Сергиево-Посадской области, которого знала моя знакомая. Сын мой стал регулярно посещать этот Храм. Он всегда был человеком верующим, но духовного наставника у него не было. Отец Н... стал его духовным наставником. После окончания школы (сразу же после выпускного вечера) его направили на послушание в Ивановскую область. Там его благословили поступать в пединститут, но документы у него в институте не взяли, так как мы являемся гражданами Украины и в Москве живем только два года. Сын мой остался при Храме, я вернулась в Москву. Там он пробыл до середины августа, приехал в Москву на три дня, но я отпросила его на две недели и отправила к бабушке в Гомель. В конце августа я созвонилась с настоятелем Храма в Ивановской области, и мне сказали, что сын мой должен срочно вернуться, так как 1-го сентября у него экзамены в пединститут на платное отделение. Я обратилась к духовному наставнику сына отцу Н..., сказала, что в пединститут сын не пойдет, тем более на платное отделение. Отец Н... посоветовался со своим духовным наставником архимандритом Н... из Сергиева Посада. Архимандрит Н... заочно благословил в Московскую семинарию. Но так как уже было 2 сентября, и вступительные экзамены в семинарию уже прошли (прием документов в семинарию был до 30 июля), у сына приняли документы только на вечернее отделение катехизаторских курсов. Вступительные экзамены он сдал на отлично, и его приняли. Оставили жить в Обители. Там он находился почти два месяца. Домой его практически не отпускали, целыми днями он выполнял самые различные работы, вечером учился, заниматься времени не было совершенно. Вчера я вместе с сыном пошла в московский богословский институт (сын с самого начала хотел поступать в него, когда узнал, что в Сергиево-Посадскую семинарию его не благословляют, но ему отказали в благословении в этот институт). Вчера сын разговаривал с ректором богословского института протоиереем Владимиром, и он его благословил забирать документы с катехизаторских курсов, и подписал прошение о переводе в богословский институт. Все это я делала, не посоветовавшись с духовником сына, он находится далеко от Москвы, и у меня совершенно не было времени к нему съездить, а сына не отпускали. Сегодня сын забрал документы и 10 ноября отнесет их в богословский Свято-Тихоновский институт, а у меня сердце разрывается от сомнений, правильно ли я поступила, нарушив благословение архимандрита Н....
    Ответьте мне, пожалуйста, что значить нарушать благословение, и брать другое благословение.
    Прошу ваших молитв.

    Недостойная Раба Божья Н...
 
:


Бог вас благословит, Н...!

Ваше письмо, на мой взгляд, является как будто специально составленной иллюстрацией ложного понимания духовничества и окормления. Это вы засвидетельствовали первыми же словами: «я совсем запуталась».

Действительно, если попробовать разобраться в том, что происходит, то мы увидим множество противоречивых и странных поступков. Вот, вы пишете, что ваш сын всегда был верующим человеком, и еще до окончания школы хотел поступить в Духовную Семинарию. Тогда не понятно, что препятствовало ему ходить в один из ближайших приходских храмов, регулярно исповедоваться и причащаться. Там бы он естественным путем выяснил, как поступить в семинарию, и, вовремя собрав документы, поступал бы туда, куда он хочет. Если вы, как вы пишете, ничего не знали о семинарии, то почему бы вам ни обратиться в приемную комиссию, и всё узнать? Скорее всего, нужная вам информация есть и в интернете.

Сейчас нам очень трудно после десятилетий атеизма вернуть себе духовную культуру православия. Мы многого не понимаем. Читаем, например, в книгах о святом послушании иноков в древних монастырях, и механически переносим это на мирскую жизнь современного человека. Получается примерно то же самое, как если бы один из зрителей на соревнованиях по фигурному катанию выбежал на лед, и, не надевая даже коньков, попробовал повторить увиденные в исполнении профессиональных спортсменов фигуры. Вот что говорит о подобном послушании Святейший Патриарх: «Отдельные современные "старцы" (а вернее их будет называть "младостарцами"), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11, 46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве….

Столь превратное толкование … больше согласуется с практикой современных тоталитарных сект, наводнивших Россию в последние годы, чем с духом Евангельских Заповедей".

Примерно так и получилось, по-видимому, с вами. Сын ваш хочет поступать в семинарию, а его отправляют в Ивановскую область, работать при храме и поступать в пединститут. Причем в вашем письме нет даже попытки попробовать понять, почему? И кто дал право так распоряжаться чужой судьбой, кто и как будет нести ответственность за последствия таких искусственных поворотов? Практика показывает, что никто в подобных случаях никакой ответственности не несет, все умоют руки и возложат вину на саму жертву.

Как свидетельствует руководитель московского Центра сщмч. Иринея Лионского, который оказывает помощь пострадавшим от сектантов, проф. Дворкин, количество обращающихся к ним жертв псевдоправославного окормления приблизилось к количеству пострадавших от известных тоталитарных сект.

Я ни в коей мере не хочу и не могу судить священников, которые, по-видимому, хотели помочь вашему сыну. Тем более что большинство обстоятельств того, что произошло, мне неизвестно. Судя по всему, ничего особенно трагичного милостью Божией и не произошло. Ни в коем случае я не посоветовал бы вам иметь претензии к ним. Но всё же я могу посоветовать вам и вашему сыну постараться выбирать духовника, который бы разумно, в соответствии с православной духовной традицией, относится к вам. Вы и сами видите невозможность такого «послушания», которое предлагается вам с сыном, и поступаете все равно по-своему. Это самое худшее, что можно сделать: признавать в своей совести правомерность подобных «благословений», и одновременно нарушать их. На такой путь, однако, почти неотвратимо скатываются те, кто попадает в сферу деятельности подобных духовников, и это приводит к последствиям самым печальным. Они «окончательно запутываются», как вы пишете, в своей лжи, и в соответствии с классическими принципами тоталитарной секты попадают в полную зависимость от своих руководителей, теряя способность к нормальной жизни. Сейчас ваш сын, однако, по-видимому, приходит под руководство глубоко уважаемого в нашей Церкви протоиерея Владимира Воробьева, и это должно помочь ему встать на разумный и светлый путь веры.

В связи с распространившейся практикой ложного духовничества несколько лет назад Святейший Синод издал специальное Определение. Некоторые мысли из него, я думаю, будут для вас интересны. Так же я предлагаю некоторые ответы на вопросы духовника Троице-Сергиевой Лавры о. Кирилла (Павлова).

Да поможет вам и вашему сыну Господь!

Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года, под председательством Патриарха.

Справка. В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни.
Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (см.: Гал. 5, 13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь.

Постановили: 1. Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.

3. Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой.

12. Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов)
«Духовного отца надо искать по расположению своей души»

— Уважаемый отец Кирилл! Как найти себе духовного отца?
— Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет, свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни.

Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет: избирайте все по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте.

— В каких случаях можно переходить от одного духовного, отца к другому?
— Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником; а от другого — получаете душевной пользы больше, то, не смущаясь, можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую пользу, лучшее руководство.

...

— Есть ли в наше время сейчас старцы?
— Старцы не знаю. Старики - есть».

ДУХОВНИК - Неправильное понимание духовничества и окормления, СВЯЩЕНСТВО - Стать священником, ЦЕРКОВЬ - Сектантские тенденции в церковной жизни