Великое и непостижимое таинство христианской веры невозможно так сходу понять умом. Если человек действительно ищет ответы на главные вопросы своей жизни, то ему надлежит пройти определенный путь. Верить – это не значит сразу всё понять. Вера обычно предваряет знание. Так происходит в любой сфере деятельности человека. Например, прежде чем человек получит высшее образование, он должен поверить, в то, что для этого нужно поступить в институт. Если он в это не верит, то и в институт поступать не станет.
Существует достаточно оснований для того, чтобы ищущему знаний поступать в институт. Это и опыт людей, и вообще наше представление об устройстве сферы образования и общества в целом. Однако сами знания мы получаем только в процессе учебы после поступления. Глупо было бы требовать объяснения проблем, которые изучаются на пятом курсе, до поступления.
То же самое происходит и в области духовной жизни человека. Существует достаточно оснований для того, чтобы искать веру. Однако понять сокровенное таинство спасения человек может только после того, как реально к ней обратится. Обращение к вере состоит в покаянии, и жизни в заповедях Божиих. Проблема, которая стоит перед каждым из нас, заключается только в нравственном выборе, который даёт ответ на вопрос: нужен ли мне этот путь. Непонимание тонкостей высокого богословия не может помешать обратиться к вере, так же как непонимание достижений современной науки не мешает поступить в институт, и начать её изучение практически с нуля.
Вся духовная жизнь Церкви, книги, написанные святыми отцами, богослужение, проповедь, и даже, например, иконопись, - всё направлено на то, чтобы объяснять верующему человеку таинство спасения. Однако без веры пить из этого источника невозможно. Поэтому путь к вере, как говорит Евангелие, сокрыт от мудрых и разумных, и открыт младенцам, - т. е. тем, кто ищет её простым и искренним сердцем (Матф.11:25). Только встав на этот путь, мы сможем сказать вместе с псалмопевцем: Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси (Я возлюбил истину, и Ты явил мне тайны Своей премудрости - Пс.50:8).
Если же подменить реальную духовную жизнь, которая открывается для человека в Церкви, на попытку понять и объяснить всё заранее, то рассуждения эти, говоря словами народной сказки, становятся рассуждениями о том, не знаю о чем. Человек не видит в них реального смысла, - об этом, собственно, вы и пишете в своём вопросе.
Да поможет вам Господь найти путь веры, и постичь на нём всякую премудрость!
|