Священное Писание ничего не говорит о брюках. В те времена, когда оно создавалось, одежды под таким названием, сколько я могу судить, не было. Ветхий Завет не говорит о какой-то конкретной одежде, но в принципе запрещает мужчинам надевать женскую одежду, и наоборот (Втор. 22,5). Предостережение это в контексте Ветхого Завета прямо направлено против противоестественных пороков.
Канонические правила Церкви тоже не говорят о конкретной одежде, и содержат только общий запрет рядиться – т. е. надевать одежду противоположного пола ради развлечения, блуда, или служения языческим «богам» (Правило 62 6 Вселенского Собора). Собственно о брюках, как принадлежности мужской одежды, или о юбках, как одежде только женской, они тоже ничего не говорят. Например, если в Шотландии, согласно народному обычаю, мужчины надевают юбки, – то, для них, очевидно, греха в этом никакого нет. Так же, например, если в каких-нибудь восточных странах женщина надевает шелковые шаровары, то вряд ли кому-нибудь придет в голову именно это вменить ей в грех.
Понять принадлежность той или иной одежды к мужскому или женскому полу можно лишь в рамках существующей традиции. До недавнего времени мы имели дело в основном с национальными традициями, в том числе и в области одежды. Хотя внешние формы одежды и моды всегда меняются, но в нормальных условиях менялись они так, что общая национальная традиция одежды сохраняла свою целостность, и женская одежда с мужской отнюдь не смешивалась. С этой точки зрения можно было бы сказать, что брюки у нас на Руси всегда были мужской одеждой, а женщины носили юбки.
Однако перемены, которые все быстрее входят в жизнь современного мира, меняют и представления об одежде. В условиях т. н. глобализации происходит унификация одежды, и национальный костюм постепенно все больше переходит в область музеев и фольклорных ансамблей. Процесс этот, на самом деле, гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. С утерей национальных традиций, как оказывается, начинают пропадать и различия между женским и мужским костюмом. Когда Ветхий Завет говорит о том, что мерзок перед Господом всякий, надевающий одежду противоположного пола, то подразумевает, что вещь эта самоочевидная, и женскую одежду с мужской не спутаешь. В современном же мире не только одежда, но и прически, и манера поведения, все больше вообще перестают указывать на пол человека. Явление это, в свою очередь, идет рука об руку с утерей нравственных ориентиров. Сейчас уже стали заурядным явлением переодетые в женскую одежду гомосексуалисты, прыгающие по сцене, и никого это не шокирует. Конечно, с точки зрения христианства все это очень печальные тенденции. Но уврачеваться они могут только покаянием. Проповедь же веры, конечно, не может начинаться со штанов и юбок.
Церковь не придумывает какую-то особую одежду для верующих людей, и христиане во все времена одевались в соответствии с принятыми в обществе нормами. Именно в этом проявляется христианское смирение и стремление к скромности в одежде. Ибо человек стремится выделиться своей особой манерой одеваться, конечно, совсем не из скромности или смирения. За стремлением по-особому одеться, и подчеркнуть этим своё благочестие, стоят и другие пороки, например, осуждение. Ибо выделяясь своей «благочестивой» одеждой человек пытается противопоставить себя «неблагочестию» окружающих. Истинная же добродетель никогда не выставляется напоказ. Здесь, впрочем, надо добавить, что из желания со смирением одеваться в рамках общепринятых норм следует стремление надевать юбку хотя бы тогда, когда женщина собирается в храм. Ибо верующий человек естественно стремится к традиционной одежде.
Но это именно путь верующего человека, по которому он идет сам. Каждый одевается так, как может, в соответствии с обстоятельствами своей жизни, возрастом, вкусами, и духовным устроением. Учитывать надо, например, и изменившуюся роль женщины в обществе. Может быть, можно вздыхать о том, что хорошо было бы, если бы женщина оставалась именно женщиной, хранила бы свою женственность, и занималась тем, что гармонично и естественно присуще именно женской природе. Однако реальность такова, что женщина сегодня занята во многих сферах, которые подразумевают и свой подход к одежде.
Современная жизнь неотвратимо диктует свои требования, и формирует принятую сегодня традицию одеваться. В частности, брюки в большей части т. н. цивилизованного мира перестали быть признаком именно мужской одежды. Хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом. Поэтому выставлять запрет носить брюки женщинам, как каноническое правило Церкви, сегодня нет никаких оснований. Верующий человек, как уже говорилось, естественно стремится к традиционной одежде. Но не надо спешить осуждать тех, кто приходит сегодня в храм, и одет так, как принято одеваться в обычной мирской жизни. Строить своё отношение к людям можно только на основании заповедей Божиих. Они же предписывают нам иметь нелицемерную любовь к ближнему, и радоваться, когда он приходит в храм, даже если нам не по вкусу его одежда. Иначе за штанами и юбками мы потеряем главное в христианстве: суд (т. е. рассудительность и справедливость), милость и веру (Матф.23:23).
|