Здравствуйте, Алексей!
Я не могу говорить от лица всех религий, но смысл Евангелия, конечно, состоит совсем не в устрашении вечными муками. Наоборот: слово «евангелие» переводится с греческого языка как «благая весть» о спасении. Надо сказать, что в древнем мире, который первым услышал эту благую весть, устрашить кого-то адом было совершенно невозможно. Мысль о мрачном Аиде, в который надлежит сойти всему роду людскому, просто не имела альтернативы. Древние язычники, также как и Евреи, ничего другого не знали. Ветхий Завет не содержит угроз адом, все его угрозы и прещения касаются только земной жизни. Согласно христианскому учению, лишь Христос, после своей смерти на кресте, сошел в ад, лишил его власти над человеком, и вывел оттуда ветхозаветных праведников. На иконах сошествия во ад, которые по традиции кладут на аналой посередине храмам в воскресные дни, изображается, как Христос выводит из ада Адама и Еву, т. е. весь людской род, подверженный смерти и аду после грехопадения и изгнания из Рая. Это была проповедь чего-то совершенно нового и невиданного – спасения от ада. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Матф.4:16). Надо сказать, что само понятие «спасать» подразумевает, что человек уже погибает. Если он, например, не тонет, то его невозможно спасать. Если же он тонет, то чем ему можно грозить? Его можно только спасать.
Проповедь Царства Божиего имела удивительную силу и действенность в последующей истории мира, и даже изменила основы мировоззрения человека. Человечество получило реальный опыт спасения от ада. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:55) – словами древнего пророчества восклицает проповедник Христа – апостол Павел. Это место, кстати, является единственным упоминанием об аде во всех посланиях Апостола.
Сегодня в этом изменении самого глубинного понимания жизни, как правило, никто не отдает себе отчета, но именно его плодом является на самом деле ваш вопрос. Упоминание об аде вам представляется уже каким-то совершенно неуместным «устрашением». За две тысячи лет христианской истории в сознании людей глубоко укоренилась мысль, что мы совсем не должны сходить в ад.
Смысл этой надежды, правда, понятен только верующему человеку. Если он принимает благую весть о Царстве Божием (Евангелие), то упоминание об аде, из которого он хочет вырваться, необходимо ему для понимания того пути, по которому он идет. Неверующему же человеку , который ничего, кроме материального и земного не знает, рассуждения о рае и аде, действительно, могут показаться лишь «устрашением», или обычной в земной жизни аферой: от тебя хотят что-то получить, и для этого что-то обещают, а чем-то грозят.
Так иногда дети воспринимают попытки родителей их воспитывать. Им кажется, что родителям от них что-то нужно, например, чтобы они учились, и поэтому они грозят наказанием, или обещают поощрения. Но на самом деле образование необходимо самим детям. Проблема лишь в том, что дети это не всегда понимают. Если человек понимает необходимость образования, то он сам будет стремиться учиться, и родители могут только ему помогать. В этом случае альтернативу остаться неучем он воспринимает, действительно, как нечто устрашающее, и в какой-то степени она бережет его от лени и небрежения. Но главным смыслом является всё-таки сама учеба, и перспективы, которые она открывает для него в жизни. Если же человек учиться не хочет, то угроза остаться без образования не имеет для него смысла, потому что оно ему не нужно. Так и в духовной области рассуждения об аде и рае имеют смысл только для человека, который обратился к покаянию и вере. Для остальных же они представляют собой совершенно бессмысленные угрозы, или пряник, который им совсем не нужен.
Тот юридический принцип, о котором вы говорите: если вел себя хорошо, то иди в Рай, а если плохо, то в ад, в некоторой форме присутствует в католицизме. Надо, однако, заметить, что правоверного католика пугают на самом деле не адом, а чистилищем. Чистилище – это место, где с тебя взыщут все долги за совершенные грехи, а потом всё равно отпустят в рай. Поэтому того механизма запугивания, который описали вы, не существует даже в католическом учении о спасении. Бесконечными муками и адом католики пугают не тех, кто плохо себя ведет, а тех, кто не принадлежит к этой организации.
Если же говорить о протестантах, которые в своё время отделились от католической церкви, то их богословие, как правило, не запугивает даже чистилищем, и учит, что верующий в Христа уже спасен. Христос его уже искупил, и о своих грехах он может особенно не волноваться. По-видимому, вы не знакомы с протестантскими интерпретациями христианства, иначе бы вы сказали, что основано оно отнюдь не на устрашении, а, наоборот, на самой светлой вере в будущий рай, которая может сравниться разве что с оптимизмом тех, кто вкладывает деньги в финансовые пирамиды.
В православном же учении остаётся реальное понимание добра и зла, и, соответственно, Рая и ада. В спасении от зла и ада, действительно, состоит смысл христианства. Однако для неверующего человека, как уже говорилось, реального смысла слова о спасении не имеют. В этом, собственно, и состоит его неверие. Так и вы в своём вопросе не говорите ни о чем реальном. Ведь если бы вы воспринимали ад как нечто реальное, то не спрашивали бы, почему им запугивают, а интересовались бы только тем, как от него спастись. Также и мысль хранить заповеди Божии ради Рая не вызывала бы у вас никаких недоумений.
|