К вере человек, как правило, охладевает тогда, когда она не находит выражения в его реальной жизни. Поначалу, когда он только обращается к покаянию и вере, духовная жизнь бывает реальной. Как и вы пишете, он чувствует большую душевную пользу от молитвы, богослужения, причастия Святых Таин, и вообще всего, что он обретает в традиции Церкви. Но на определённом этапе человек как бы достигает своего потолка, и начинает довольствоваться той жизнью, которой живет. Если раньше он познавал веру, каялся в своих грехах, исправлял жизнь, и даже пытался сделать в ней что-то благое, то теперь она снова начинает состоять лишь в текущих житейских проблемах, как вы пишете, и в обычной суете.. Обычно он всё-таки пытается и дальше получать благодать через чтение правил, посещение службы, и проч. Но благодать Божия уже никуда его не ведет, и попытки эти постепенно сходят на нет. Как правило, какое-то время он продолжает всё-таки пытаться исполнять некоторые необходимые, как он думает, ритуалы, но реальной духовной жизни за всем этим уже не стоит. Если человеку по существу ничего не нужно, то зачем, ему читать молитвы, ходить в Церковь, и проч.?
Смирение состоит в том, чтобы жить именно той жизнью, которую даёт нам Бог. Я бы не советовал вам придумывать ничего искусственного. Стремление же души к Богу должно выразиться в нашей ежедневной жизни. Пока с ваших слов получается как бы так: жизнь сама по себе, а вера сама по себе. У вас вера и жизнь даже противостоят друг другу: вроде как не было бы житейских проблем, была бы вера, а из-за проблем она угасает. Но на самом деле вера угасает именно от того, что она отделилась от жизненных проблем. Если же вы попробуете найти христианский смысл в своей обычной ежедневной жизни, то она обязательно оживет, может быть, даже на новой ступеньке, как вы пишете.
Истинная благодать Божия приобретается только через смирение и несение своего креста. Поэтому начальный этап, когда человек получает первую благодать веры, и пытается умножить её в основном через молитвенные правила, посты и службы, всегда кончается как бы кризисом. Кризис этот должен приводить человека к смирению. Господь постепенно обучает нас действительно искать Бога в своей жизни. Тогда для человека снова оживает всё, что предлагает ему традиция Церкви, но он начинает относиться к духовной жизни уже не с первоначальными страстями, а со смирением, более глубоко и реально.
Да поможет вам Господь нести свой крест, и всегда иметь Бога в своей ежедневной жизни. Предзрех Господа предо мною выну (всегда), - говорит псалмопевец, - яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании (Пс.15:8,9).
|