831:


    Уважаемый батюшка Александр!
    Скажите, как нужно рассуждать и вести себя христианину, если он сталкивается с лукавыми людьми?
    Например, обманщики-продавцы, просто люди, которые любят делать подлости – например, сослуживцы. И, к сожалению, родственник. Т.е. когда систематическое вранье и подставление тебя очевидны?
    Вопрос вот в чем: у меня в таком случае есть 2 пути: либо тут же вывести такого человека на чистую воду, и твердо дать знать, что его игры мне ясны, и играть в них я не буду. Что заканчивается совсем не по-христиански - скандалом и концом отношений. Либо играть в его игры (сюда входит и избегание такого человека - пришлось буквально сбежать с новой работы), что тоже, на мой взгляд, не является образцом.
    Из Евангелия я на эту тему понимаю только одно - что именно лицемеры и лукавые люди получили наибольшее осуждение от Христа. Но самое плохое, что с таким человеком и сама начинаешь быть лукавой, не желая получить скандал или разлад.

    Уважаемый отец Александр!
    Я вам задала вопрос про лукавых людей и вот эта проблема сегодня выросла передо мной во весь рост. Создается ситуация, при которой мне придется сначала писать заявление свидетеля, а затем и свидетельствовать на суде против отца по заявлению… матери. При одной мысли об этом – тошнит. Наладить какие либо мосты с ним невозможно, т. к. фактически (и юридически) является чужим человеком. Хотя может ли отец, все-таки растивший меня когда-либо стать чужим?
    И вот оно: 1) Защищать мать, у которой нет больше никого, кроме меня, и свою семью с ее имуществом. 2) В сотый раз самоустраниться. 3) Пойти к отцу и сказать ему - что папа, извини, каемся, но у нас против тебя план.
    Как мне рассудить??? Как быть свидетелем против отца??? Как равнодушно воспринять страдание матери???? Как внешне честным поступком №3 сгубить мать окончательно???
    В общем, как ни поверни – страшный грех получается. И ОСУЖДЕНИЕ (№1), и БЕЗРАССУДСТВО – №3, и ПРЕДАТЕЛЬСТВО – №2.
    Зла лично за себя на него не держу. Отношения с матерью у нас прочные, честные, с мужем тоже. Мать - образцовая бабушка.

 
:


Что можно посоветовать вам, ведь вы же не написали ничего о конкретных обстоятельствах конфликта с отцом. Также вы не написали ничего и о конкретных обстоятельствах других конфликтов. Может быть, это и правильно, ибо через интернет, действительно, разобраться в подобных ситуациях невозможно. Но тогда о чем ваши вопросы? Выразили в них вы только то, что вас, по-видимому, действительно мучает: это гордость и осуждение людей. Они, очевидно, мешают вам правильно построить отношения не только с коллегами по работе, и другими людьми, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, но и с родителями. Может показаться, что относительно родителей вы воздерживаетесь от прямого осуждения. Внешне это действительно так. Вы, например, пишете, что не держите зла на отца, и вас тошнит от мысли свидетельствовать против него на суде. Однако ваш внутренний разлад и противоречия происходят, по-видимому, потому, что от суда над родителями и осуждения вы всё-таки уклониться не можете. «Я вам задала вопрос про лукавых людей и вот эта проблема сегодня выросла передо мной во весь рост», - так начинаете вы вопрос о родителях. Кто же эти лукавые люди, из-за которых возникла проблема с родителями? Это или родители, или вы сами. Осуждение, по-видимому, подсознательно присутствует даже там, где сознательно вы, вроде бы, осуждать не собираетесь.

Остальных же людей, о которых вы пишете, вы прямо называете лукавыми, и даже утверждаете, что именно они получили, по Евангелию, наибольшее осуждение от Христа. Это суровое заблуждение. Лицемером Господь называет не того, кто грешит, а именно того, кто осуждает. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, - говорит Он (Матф.7:5).

Вынуть бревно из своего глаза, это значит, увидеть свои ошибки и грехи. Но вы в своих вопросах рассуждаете только о том, чтобы вывести на чистую воду других. По-видимому, именно это и заводит вас в тупик. Осуждение в подобных случаях играет с человеком злую шутку. Оно как бы лишает нас разума. Подумайте: для кого и для чего вы хотите выводить кого-то на чистую воду? Господь ведь и так всё знает, и Ему наши «выводы» на чистую воду совсем не нужны. Также и люди, если они действительно занимаются интригами, знают об этом не хуже нас. Зачем тогда вы обязательно хотите продемонстрировать им, что «их игры вам ясны», и «играть в них вы не будете»? Может быть, достаточно просто не участвовать в сомнительных играх, и воспринимать это как нечто само собой разумеющееся?

Первыми в списке претендентов на обличение у вас стоят обманщики-продавцы. Но подумайте, неужели действительно мы должны каждого продавца, который, положим, неправильно дает нам сдачу, «тут же выводить на чистую воду», твердо давать знать, что игры его нам ясны, и пр.? Может быть, просто, извинившись, попросить пересчитать сдачу, и исправить ошибку? Ведь на самом деле мы не можем знать сердце человека, и выносить над ним суд. Как знать, может быть, он случайно ошибся. Знать мы можем только то, чем живет именно наше сердце. Поэтому Евангелие и говорит, что когда мы осуждаем других, то лицемерим, и приписываем им свои пороки. Т. е., пытаясь вывести на чистую воду других, мы на самом деле выводим на чистую воду лишь свои собственные страсти и грехи. Поэтому так тяжело и бывает на сердце у человека, который впадает в осуждение людей.

То же самое, что и о продавцах, можно сказать и относительно взаимоотношений с коллегами по работе. Ваше замечание о сослуживцах, что они любят делать подлости, свидетельствует о том, что и здесь вы предполагаете, что знаете, чем живет их сердце. Но знание это, как уже говорилось, на самом деле является лишь знанием о своих собственных страстях. Хорошо бы человеку увидеть именно их! Тогда он сможет увидеть истинные причины своих проблем, а вместе с тем и пути для их разрешения. Господь помогает нам только тогда, когда мы обращаем своё сердце к покаянию. Ибоблизок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19). В этом - ключ к выполнению евангельских заповедей, и решению проблем не только в магазине или на работе, но и в семье. Только смиренный человек может понять, как ему устраниться от участия в конфликте между родителями, но при этом защитить права своей собственной семьи и детей, а также, например, поддержать мать, если это действительно необходимо.

Оставаясь же в своём осуждении, он ничего, кроме зла, никому не принесёт. Мало того, осуждение других свидетельствует о его собственной любви к злу. Если бы мы действительно отвращались от зла, то ненавидели бы его в первую очередь в себе. Если человек, например, ужасается боли и страданий, то в первую очередь заботится о том, чтобы самому избежать их. Так и человек, который ненавидит зло, в первую очередь стремиться сам избавиться от него. Если же он любит лишь осуждать зло в других, то это значит, что именно злом живет его сердце. Он запутывается окончательно, пытаясь зло, которое исходит из его сердца, направить на обличение зла в других, и выдать это зло, помноженное на зло, за добро. Осуждение извращает духовную жизнь человека, и встать на путь заповедей Божиих для него становится невозможно. Даже если он и подумает о своих грехах, - то обязательно увидит, что кто-то в них виноват. Так и вы, в одном из своих вопросов всё-таки упоминаете вскользь о своих грехах, но только в том смысле, что люди вокруг лукавые, - поэтому лукавой становитесь и вы. Так это всё и идёт по замкнутому кругу осуждения и злобы. Причем в таком состоянии человек не может даже и задуматься о существовании другого пути – покаяния, и хранения заповедей Божиих во взаимоотношении с людьми. Он может только на лукавство отвечать лукавством. Заповедь же говорит совсем о другом. Например, о терпении (Лук.21:19), любви к людям, даже тем, кто гонит нас и обижает (Матф.5:44), мудрости (Матф.10:16), и вере (Евр.10:38), чтобы благим побеждать зло (Рим.12:21). Научиться жить в заповедях Божиих, действительно, совсем не просто. Однако если человек обращает своё сердце к покаянию и вере, этот путь открывается для него.

Да поможет Господь и вам избавиться от осуждения людей. Тогда вы сможете встать на путь покаяния, и распутать все противоречия в своей жизни. Этот путь приносит мир в сердце человека, и ведёт к миру с ближними.

ЗЛО - Борьба со злом, ОСУЖДЕНИЕ - Осуждая других, мы на самом деле говорим о себе, РОДИТЕЛИ - Почитание родителей - Нельзя осуждать родителей и судить их конфликты между собой