В православной традиции изучение Священного Писания имеет одну цель: постигнуть путь спасения, - путь, который ведет в Царствие Божие. Поэтому и Святые Отцы, объясняя нам Священное Писание, в большей степени стараются помочь нам извлечь из него нечто полезное для спасения, чем углубиться в недоступные для нас богословские тонкости.
Так, относительно того места из Евангелия от Матфея, о котором вы спрашиваете, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «…воскресшие тогда явились многим, дабы сие происшествие не показалось мечтой; а воскресли они единственно ради знамения, и явно, что они опять умерли. Впрочем, некоторые думают, что они воскресли по воскресении Христа, и в другой раз уже не умирали. Но я не знаю, должно ли это принимать».
По-видимому, однако, именно последняя мысль соответствует истине. «Воскрешенные смертью Господа праведники воскресли в теле обновленном, таком, каковы будут телеса всех святых по всеобщем воскресении, и потому св. Отцы думают, что они уже снова не умирали, а сопровождали невидимо Господа на небо при Его вознесении, составив из себя вокруг Него начатки обновленного человечества…», - пишет святитель Иннокентий Херсонский. «В этом смысле еще святой Игнатий Богоносец называл настоящее воскресение святых продолжением, дополнением воскресения Господня», - добавляет он.
Но не знаю, насколько нужно нам, грешным людям, вместо того, чтобы позаботиться о покаянии и исправлении своей жизни, вникать в неудобопонятные для нас богословские тонкости. Может быть, для того, чтобы уберечь нас от этого малопродуктивного, а в иных случаях и вредного труда, как само Евангелие, так и многие из Отцов обходят молчанием некоторые подробности происшедших событий, а бл. Феофилакт, как мы видели, приводит простую и понятную для обычного человека версию. Одновременно он учит нас и смирению, ибо не спорит и не навязывает, а говорит: «не знаю».
Что касается вашего второго вопроса о последних временах, то здесь мы имеем прямое указание Евангелия и согласное с ним святоотеческое учение Церкви относительно того, что нам надлежит делать: Бодрствуйте и молитесь (Мар.13,33)! Этот образ действий – главное, что должно быть в нашем сердце, когда мы рассуждаем о последних временах. Не надо думать, что это уход от ответа. Православное богословие, это не общие рассуждения о духовных предметах, а наука о спасении. Именно с этой точки зрения, как уже говорилось, Святые Отцы рассуждают о духовных предметах.
Надо сказать, что сама постановка вашего вопроса о последних временах лежит вне православной традиции. Слишком неопределенно было бы говорить: «В христианских кругах существует довольно много теорий и версий». Вместо «христианских кругов» мы применяем понятие Церковь. Церковь создала и хранит Священное писание. Она владеет изначальным пониманием христианского учения, которое идет от самого Христа и Апостолов. Оно всесторонне исследовано и объяснено Святыми Отцами, так что трудно придумать даже ошибочные толкования, которые были бы неизвестны в истории Церкви, и не имели бы в православном богословии самого подробного анализа. Если мы хотим выяснить возникший вопрос в русле церковной традиции, то здесь точнее говорить не о теориях и версиях, а о святоотеческом понимании проблемы в традиции Церкви. Хотя, как мы уже видели, толкования при этом могут быть несколько различными у разных Отцов, взаимодополнять, и пояснять друг друга.
Может быть, одним из самых печальных признаков последних времен является как раз непонимание природы Церкви, её традиции и учения. Вместо этого придумываются теории и версии, большая часть которых представляет собой повторение давно известных заблуждений и ересей, о чем создатели новых теорий обычно не подозревают.
Особенно осторожно мы должны рассуждать об Апокалипсисе и последних временах, потому что тема эта требует поистине святоотеческого смиренномудрия, которого у нас, попросту говоря, нет. Поэтому в наше время большинство рассуждений на эту тему носит удручающе бездуховный и политизированный характер. Часто они не ведут к спасению, и лишь запугивают суеверных людей, вызывают страхи, разделения и споры.
На самом деле это само по себе тоже является признаком последних времен. Ибо, в последние тяжкие времена, - как говорит Апостол, - люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим.3:1-5).
Таковых удаляйся, - советует он.
Мне остается только присоединиться к этому совету. А если действительно настанет нужда в правильном понимании того или иного места Священного Писания, то обратиться к святоотеческим толкованиям, как и я сделал, когда отвечал вам на первый вопрос.
|