Согласно разъяснению, каноническим крёстным является только один человек – у мальчика это крёстный, у девочки крёстная. С этой точки зрения возможен, например, брак между крёстными одного ребёнка, ибо канонический крёстный у него только один.
Вопрос ваш нужно решать в Церкви, т.е. обратиться в свой приходской храм. Потому что ваша настоящая проблема заключается именно в том, что вы остаётесь вне Церкви, и не имеете нормального общения в храме.
Попытка лишь формально выяснить свою проблему через интернет – это как раз то, что явилось причиной её возникновения. Ведь имели бы вы общение в своём приходском храме, то удобно выяснили бы все свои проблемы еще до того, как стать крестными.
Рассуждать с канонической точки зрения о вашей проблеме было бы очень сложно, и вряд ли вам нужны такие рассуждения. Ведь вас интересует не высокое богословие, а решение вашей конкретной проблемы. С этой точки зрения существует разъяснение Московских Епархиальных Ведомостей (№11-12 за 1998г.), согласно которым у человека существует только один канонический крестный или крестная. Поэтому духовного родства между крестными существовать не может, и следовательно, ничего не мешает браку между ними.
Однако существует традиция в более широком понимании этого слова, которая издревле присутствует в Церкви, и подразумевает наличие двух крестных у одного человека. В этом случае, соответственно, признаётся и их духовное родство, что автоматически запрещает брак. Традиция эта отражена еще в древнем гражданском законодательстве греко-римской империи, а так же и в российских дореволюционных законах. Нет основания её просто отвергать, хотя некоторые исключения из этой традиции существовать могут. Исключения эти могут быть основаны как раз на признании только одного канонического крестного. Скажем, если человек спрашивает, можно ли ему с женой стать крёстными у ребенка, то почти наверняка получит ответ, что это противоречит традиции, и делать этого не надо. Если при этом супруги решат махнуть рукой на традицию, и всё-таки стать крёстными, то такое отношение к Церкви и её традиции вменится им в грубый грех. Но если, например, по своему незнанию крестные когда-то вступили в такой брак, а теперь задумались о своей душе, и смущаются тем, что произошло, - то к ним может быть приложено каноническое понимание о том, что крёстным является на самом деле только один из них, и следовательно брак их остаётся вполне законным с точки зрения Церкви. Поэтому рассуждать о вашей проблеме можно только относительно конкретных обстоятельств и конкретных людей, - т. е. сделать это может только ваш приходской священник относительно именно вас. Ибо в разных обстоятельствах разные священники могут рассудить по-разному, и если вы будете выяснять свою проблему в разных храмах, а тем более через интернет, то рискуете лишь запутаться в противоречивых мнениях, которые ничем вам не помогут.
Кроме понимания смысла канонов существует еще проблема их применения. Каноны применяются в конкретных обстоятельствах к конкретным людям, и в каждом случае применить их в реальной жизни может только человек, в чьей компетенции это находится, т. е. ваш приходской священник, или правящий архиерей. Поэтому проблему свою вам в любом случае надо решать в своём приходском храме. Только в личном общении священник может понять и её настоящий смысл.
|