804:


    Здравствуйте, Батюшка. Мой брат в детстве сильно заикался, после того, как пьяный отец запустил в него сапогами. Позвали бабку. Она что-то над ним шептала, вязала узелки, которые закопала под вишней, и сказала, что когда пройдет дождь, он перестанет заикаться.
    Я говорил об этом священнику, но в ответ получил, что это там волхование или еще что-то. Но ведь маленький мальчик излечился, служил в погранвойсках, сейчас у него внуки. Так что, лучше, что бы он продолжал заикаться всю жизнь? Несомненно, эти люди используют какие-то сокровенные знания, переходящие изустно. Почему церковь не считается с тем, что есть народные целители, а сразу, чохом, причисляет их к нечистой силе? Мне думается, подход должен быть осторожным и дифференцированным. А ваше мнение?

    С уважением В....
 
:


Церковь, действительно, отвергает описанные вами методы целительства. За правильное и здравое признается нормальная медицина, а также молитва к Богу об исцелении.

Молитва к Богу - это нечто совсем иное, чем заговоры, вязание узелков, и пр. Если вы посмотрите тексты православных молитв, то увидите, что они имеют, говоря современным языком, смысловое наполнение. Они всегда обращают внимание человека, желающего испросить милость у Господа, на причину всех наших скорбей, грех, и ведут его путем покаяния - тем единственным путем, которым только и можно прийти к Богу. Получаем мы на этом пути в первую очередь исцеление души. Это путь осознания своего греха, и теплого упования на милосердие Божие, которым Господь согревает сердце человека, ищущего Бога и спасения. Это неизмеримо больше, чем физическое здоровье.

Путь такой молитвы открыт для всех, никаких тайных знаний, переходящих от поколения к поколению, в христианстве нет. Тайные знания - признак служения совсем другим силам.

В Церкви, однако, всегда был, как и вы пишете, дифференцированный подход к молитве и целительству. Во все времена были и есть праведники, молитву которых слышит Бог. Например, наш храм посвящен древнему мученику Пантелеимону, который, сам, будучи врачом, исцелял многих именем Господа Иисуса Христа. Из более близких к нам по времени Святых можно упомянуть блаженную Матрону, которая умерла в Москве в 1952 году.

Однако таких людей всегда было немного, ибо путь веры связан с существенными нравственными усилиями. Он не просто решает наши практические проблемы, но требует от человека искреннего покаяния в своих грехах и исправления жизни. Намного проще что-то пошептать, завязать узелки, и закопать под вишней.

Печальные последствия такого целительства чаще всего не осознаются человеком. Их можно увидеть только глазами веры. Представьте себе, например, что ваш отец, увидев, что он сделал, сокрушился бы сердцем и раскаялся в своих грехах. Его молитва и благое изменение жизни могло бы привлечь милость Божию, и преобразить жизнь всей семьи. Подобным образом могли бы задуматься о своем грехе и все участники этого события, ибо такой гнев на ребенка, как правило, имеет своим началом гнев на жену. Другими словами, неправильно себя ведут все участники скандала, хотя каждый и оправдывает себя, обвиняя другого. Но мысль о покаянии и исправлении жизни, по-видимому, даже не пришла никому в голову. Вместо этого зовут бабку, которая что-то пошептала - и все стало хорошо, т.е. осталось, как было. Самое печальное неверие и грех нисколько не поколебались.

Даже и теперь, когда прошло много лет, ваши рассуждения не преодолели привычных стереотипов, и аргументы основываются лишь на ценности физического здоровья. Слова священника тоже не вызвали беспокойства о возможных последствиях таких целений для души. То, что касается души, обычно никем всерьез не воспринимается. Даже в храм нас приводят в основном заботы о здоровье и прочих нуждах этого мира. При этом, конечно, колдовство целителей оказывается для нас намного понятней и ближе, чем трудный путь христианской жизни, на котором приходится думать о своих грехах, стараться понять Евангелие, научиться молиться, и пр.

В вашем вопросе обращает на себя внимание легкость, с которой вы пишете о своем «пьяном отце», как о причине беды. Если бы вы серьезно подумали, то наверняка бы усомнились в том, что вы знаете все причины и обстоятельства этого пришествия. Однако тяжкий грех осуждения, и притом собственного отца, попросту не замечается вами. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! - говорит еще Ветхий завет (Втор.27:16). Евангелие же вообще запрещает нам осуждать людей. Но в данном случае нравственные проблемы остаются в стороне, и «вера» сводится лишь к нашептыванию и вязанию узелков. Конечно, Церковь всеми силами предостерегает нас от столь поверхностного отношения к жизни, и предлагает путь к Богу, который обогащает духовный мир человека и дает спасение его душе. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве, говорит Пророк (Пс.118:14).

Да поможет вам Господь встать выше закапывания узелков под вишней, и обрести духовную полноту христианской веры!

ОСУЖДЕНИЕ - Родителей, ЦЕЛИТЕЛЬСТВО, РОДИТЕЛИ - Почитание родителей - Нельзя осуждать родителей и судить их конфликты между собой