Поскольку человек отпал от Бога, духовное содержание того, что происходит с нами в нашей временной жизни, во многом от нас скрыто. Это может вызывать страх перед миром, потому что мы видим, что он исполнен страдания, и все живое в нем подвержено смерти. Но недоступная нашему прямому опыту полнота знания о мире, восполняется верой. Вера открывает нам, что человек не только смертен, но и бессмертен, и концом земной жизни является не только смерть, но и жизнь.
Страдания, которым подвержен человек, и его смертность, могут даже сослужить нам хорошую службу, ибо они заставляют искать Бога. Это и есть та память смертная, которая хранит человека от зла (зло существует только одно – грех), и открывает ему путь покаяния и веры. Например, бесы, не имеющие смертной и страдающей плоти, согласно учению Церкви, не могут покаяться и примириться с Богом, и всегда остаются в своём непостижимом безумии и злобе. Уподобляются им и люди, гордыня которых настолько помрачает их ум, что они не хотят ничего знать о жизни, которая открывается нам через веру. Таких людей мысль о смерти не может не приводить в отчаяние. Верующего же человека она подвигает к покаянию, молитве, и жизни по заповедям Божиим.
К сожалению, однако, христианское понимание смерти отсутствует в вашем письме. Упоминание о ней вызывает у вас лишь уныние, как и у всех неверующих людей, и ни к чему больше не ведёт. Причем происходит это, как вы пишете, даже при чтении утренних молитв. Оказывается, и содержание молитв проходит мимо вашего ума и сердца. Ведь плачем мы в своих молитвах совсем не о том, что умершие больше не гуляют по земле, а о том, что со смертью наступает Суд Божий, - а мы не обращаемся к покаянию, и не перестаём грешить. «Владыко, Человеколюбче! Неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се - мне гроб предлежит, се – мне смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся, и муки бесконечныя, - зло же творить не перестаю». Если человек увидит свои грехи, и свою смерть, то именно по этому поводу будет плакать. Как и написано в Евангелии: восплачете и возрыдаете, - но печаль ваша в радость будет (2. Иоан.16:20). Ибо покаяние примиряет человека с Богом и утешает его сердце. Печаль же мирская, по слову Апостола, - производит смерть (2Кор.7:10).
Надо еще обратить внимание на то, что для вас память смертная – это эмоции по поводу смерти других людей. Получается, что, забывая о суде Божием, который предлежит вам, и о своих грехах, вы переживаете о тех, кто уже умер. Человек нередко пытается оправдать своё плохое душевное состояние переживаниями из-за внешних обстоятельств или других людях. Однако на самом деле плохо нам бывает потому, что таково реальное состояние именно нашей души. Поэтому лучше вам подумать о своей душе, раскаяться в своих грехах, и взыскать веру. Да и почему вы решили, что и у ваших близких в душе так же плохо, как и у вас? Может быть, они имеют гораздо больше радости, ведь для верующего человека жизнь - Христос, и смерть - приобретение. (Фил.1:21).
Если мы будем помнить о смерти, и плакать о своих грехах, то сможем молиться и о других людях, сохраняя в своём сердце мир и теплое упование на Бога, а печаль наша в радость будет. Да поможет вам Господь обрести этот путь, и всегда утешать своё сердце верой!
|