Библия, действительно, присваивает крови некий прообразовательный, духовный смысл. Она отождествляет кровь с жизнью животных, называя её их душой (Втор. 12, 23). Но речь здесь идет о жизни именно животных. Бессмертной душой животные не обладают, и когда говорится о душе животного, то имеется в виду его жизнь в этом мире.
Однако душа человека, которую вдунул в него Бог при творении (Быт.2:7), есть то высшее в человеке, что делает его действительно причастным божественной вечной жизни, которую не имеют животные. Это не телесная жизнь в этом мире, общая и для животных, и для человека. Поэтому и смерть человека означает нечто совсем иное, чем смерть животного. Для животного это прекращение физической жизни, и существования вообще, а для человека – отделение его бессмертной души от тела.
В этом высшем смысле душа человека является образом Божием (Быт.1:27), и не может быть отождествлена с кровью. «А что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Матф. XVIII, 28)», - пишет Иоанн Златоуст (Беседы на книгу Бытия, БЕСЕДА XXVII).
Переливание крови касается лишь телесной жизни человека. Как и всё в телесной жизни, пролитие крови может быть как грехом, так и добродетелью. Грех может быть связан, например, с преступлениями, идолослужением, сатанизмом, колдовством, и другими подобными культами, в которых часто используется кровь животных, и даже людей. Переливание же крови является, наоборот, выражением жертвенной любви к ближнему. В этом случае оно становится делом богоугодным и святым. Нет больше той любви, - говорит Иоанн Богослов, - как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан.15:13). Здесь под душой как раз имеется в виду телесная жизнь. Её Евангелие тоже называет душой, т. е. жизнью человека. Но происходит это всего лишь вследствие несовершенства человеческого языка. Эту жизнь, общую у человека и животных, можно связать с кровью. Но настоящая жизнь нашей души другая. Её Евангелие совсем не отождествляет с телесной жизнью, и даже противопоставляет ей. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Матф.16:25). Т. е., если человек заботится только о своей телесной жизни, он теряет настоящую жизнь своей души, а если жертвует ей ради Христа, Который тоже пролил Свою кровь на кресте ради жизни мира, то обретает её. Поэтому жертвовать своей кровью ради спасения ближнего совсем не противоречит христианству, и даже прямо вытекает из евангельских заповедей.
|