Невозможно в двух словах ответить, почему в Церкви складывается та или иная традиция. Как правило, мы идем двумя путями: с одной стороны стараемся найти ответ на интересующий нас вопрос (например, что-то прочитать, или спросить), а главное: пытаемся следовать традиции, и тогда её смысл открывается нам в том, что она приносит в нашу жизнь.
Традиция не служить полную литургию в будние дни Великого поста отражена уже в 49 правиле Лаодикийского поместного собора (364 г.), и подтверждена в 52 правиле 6 Вселенского (Трулльского) Собора.
На основании более ранних греческих комментаторов один из русских канонистов, архим. Иоанн (Соколов, впоследствии еп. Смоленский, + 1869 г.), излагает причины такого предписания следующим образом: «Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то св. Церковь всех их на это время подвергает как бы той епитимьи, которую в другое время налагает только на некоторых, именно: предлагает верующим только чтение молитвословий и слова Божия, но не дает им видеть совершения таинства тела и крови Христовой. Но для немощных духом и телом, и вообще для того, чтобы продолжительным лишением Св. Даров не ослабить нашего духа, церковь являет нам в продолжение седмичных дней поста Дары преждеосвященные, и достойным не возбраняет приобщаться их. Есть и другие причины такого установления. Литургия есть священнодействие торжественное. Возношение Даров в таинстве евхаристии показывает всю высоту благодатного дерзновения к Богу, на которую восходят верующие силою искупительной смерти Христовой и совершенного чрез нее удовлетворения за грехи их правде Божией. Но четыредесятница есть время сердечного сокрушения о грехах, совершенных нами, не смотря на все средства спасения, нам данные, есть время скорби духовной, сетования и самоуничижения пред Богом. Потому Церковь и неприличным признает, и как бы не дерзает в сокрушении духа совершать в эти дни полную литургию, чтобы не смешивать печали с торжеством, самоуничижения с дерзновением, а утешается и укрепляется только Дарами преждеосвященными. Наконец, по первоначальным, строжайшим уставам церкви, в дни великого поста запрещается употреблять пищу прежде вечернего времени. По общему же порядку церковному, с окончанием литургии разрешается и принятие дневной пищи. Но литургию никогда не дозволяется совершать вечером. Таким образом, чтобы совершением литургии не противоречить уставу о посте до вечера, полная литургия в седмицы четыредесятницы не совершается, а только предлагаются Дары Преждеосвященные, которых священнодействие и соединяется с вечерним богослужением. Отсюда понятно и то, почему из этих правил исключаются в продолжении четыредесятницы дни субботние и воскресные и день Благовещения: с этими днями соединяется в церкви светлое воспоминание торжественных событий Ветхого и Нового Завета».
|