Здравствуйте. Батюшка Александр, помогите разобраться в себе, наставьте на путь истинный. Я замужем была 18 лет, жили хорошо, у нас дочь. Год назад у меня умер муж, которого я любила и верила. А меня предали самым подлым образом, он задохнулся угарным газом в машине с любовницей (она осталась жива). Ему я все простила, похоронила, как положено, ухаживаю за могилой. У меня нет на него зла, но в душе осталась боль и недоверие к людям. В каждой женщине я теперь вижу подлого человека, который может переступить ради своей прихоти через жизнь другого. Мужчинам я вообще не верю. Умоляю, помогите, укажите, как жить.
|
Обратиться на путь истинный означает: обратиться к покаянию. Ложные же и неистинные пути, по которым обычно идет человек, состоят в том, что он не хочет видеть своих грехов, и думает, что причина его бед заключается лишь в других людях, или внешних событиях. Однако это лишь умножает его мучения. Так и вас, ни мало не утешают мысли о подлости всех женщин и всех мужчин. Это и не мудрено. Ведь получается, что вы единственный не подлый человек на свете, - исключение из всего человеческого рода. Такой вывод, действительно, может только мучить нашу совесть и смущать душу.
Покаяние же открывает перед нами совершенно другую картину. Например, вы пишете, что жили с мужем хорошо. Но при этом, оказывается, даже не замечали, что он вам изменял. Что, в таком случае, вы подразумеваете под «хорошей жизнью»? Если бы у вас была любовь, – вы бы знали по своему сердцу, изменяет он вам, или нет. Но оказывается, что вы совсем не интересовались, чем живет самый близкий человек. Если бы не случилось этой трагедии, то, очевидно, так «хорошо» и прожили бы всю жизнь. Только в чем тогда состояла ваша любовь к мужу? Подобное безразличие может не только оскорблять мужа, но и провоцировать его искать любовь на стороне. Женщины нередко скатываются на такую «хорошую» жизнь после замужества, - но со временем обязательно выясняется, что брак стал формальностью, и супруги живут каждый своей жизнью, как каждому из них удобно. Постигло такое открытие и вас. Но здесь нельзя винить одного мужа. Также бессмысленно винить и женщин, с которыми он вступал в связи, а тем более, озлобляться на всё человечество.
Вы пишете, что простили своего мужа. Однако если бы вы его любили, то предательство простить вам было бы совсем не просто. А вот женщин, и даже ту, которая была с мужем, наоборот, простили бы легко. Ведь изменял вам муж, и этим предал любовь, - а относительно других женщин может страдать только наша задетая гордыня. Однако прощаете вы именно мужа. Получается, что предательство любви вы прощаете легко, а вот задетую гордость – никогда.
Если бы вы действительно любили мужа, то простить могли бы его только в одном случае – если бы увидели в его поступке свою немалую вину. Сейчас же ваше прощение лишь свидетельствует о вашем безразличии к нему. Других мы тоже можем простить только тогда, когда поймем свой грех. Если же мы своих грехов не видим, то наша «правота» становится нашим же жестоким мучителем. Человек уже просто не может не осуждать всех мужчин и всех женщин, ибо только это позволяет ему оправдывать себя. Однако такое лицемерие ни к чему не приводит, и только умножает наши мучения.
Спасает же человека искреннее покаяние в своих грехах и вера. Но путь этот бывает не так просто найти. Это глубокий нравственный выбор человека. Однако другого пути, на котором человек бы смог действительно прощать обиды, и иметь от Господа утешение в своих скорбях, не существует.
Да поможет вам Господь найти этот путь, - и тогда обрести мир в своём сердце.
|