601:


    Здравствуйте, уважаемые батюшки.
    Ответьте, пожалуйста,
    на такой вопрос. Как понятие ада и вечных мук сопоставимо с понятиями доброты, любви и милосердия? Ведь если почитать книги святых отцов, то можно понять, что в ад не попадут только единицы. Ну, вот представьте: жил себе тихий человек, не молился, не постился, в Бога не верил, но в жизни никого не задел, жизнь никому не испортил. И, получается, он заслужил вечные муки. Это ведь несправедливо. Да, за свои поступки надо отвечать, НО ВЕДЬ НЕ ТАК?! Даже самый гнусный злодей такого не заслуживает.
    Пожалуйста, скажите ваше мнение по этому поводу.

    Алексей
 
:


Вы напрасно полагаете, что Бог наказывает кого-то подобно тюремному надзирателю, тем более за гробом. Бог есть любовь (1Иоан.4:16), и Он творит только благо. Проблема возникает только потому, что от этого блага отворачиваемся мы сами. Солнце светит для всех, но человек может сидеть в темном подвале, и не вылезать оттуда. Господь истинно благ, и не отнимает у нас свободы. Поэтому человек всегда получает то, что выбирает сам. Если он стремится к Богу, то никто не может помешать ему раскаяться в своих грехах, и верить в Евангелие. Если же человек не хочет обратиться к покаянию, и отвергает Христа, то остаётся в том состоянии, в котором он есть.

Беда наша, правда, заключается в том, что состояния своего мы чаще всего не осознаём. Например, если бы упомянутый вами «тихий человек», которому Бог не нужен, захотел, - то легко мог бы заметить, что не имеет вечной жизни, и кроме страдания и смерти ничего не может его ждать. Но он об этом думать не хочет. Священное Писание называет таких людей сидящими во тьме и тени смертной (Пс.106:10, Лук.1:79, и др.). Состояние это – состояние всего падшего человечества, вне зависимости от того, тихий человек, или буйный. Согласно Библии, возникло оно после того, как человек отпал от Бога и потерял Рай. Все мы, и добрые, и злые, одинаково лишены Рая, и подвержены страданию и смерти, - т. е. идем в ад.

Большинство людей ничего другого и не ищет. Об этом говорит само Евангелие: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Действительно, совсем не в Рай течет широким потоком безбрежное людское море. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:14). Но происходит это совсем не потому, что Бог кого-то наказывает, а потому, что человек сам выбирает этот путь. Ему самому, как и вы написали о своём «тихом человеке», ни Господь Бог, ни Рай, совсем не интересны.

Во всём этом нет никаких противоречий, и нет ничего, кроме благости Божией. Если бы человек хотел в рай, а Господь его не пускал, то можно было бы говорить о зле, которое исходит от Бога. Но Господь поселил нас именно в Раю, и даже после того, как мы предпочли грех, Сам пришел на землю, чтобы снова открыть нам путь на Небо. И теперь через своё Евангелие Он всех призывает в Рай – но кто виноват, что вашего «тихого человека» это совсем не интересует? Господь оставляет нам свободу жить так, как мы хотим, и дает именно то, к чему мы стремимся. Даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит, - говорит псалмопевец (Пс.19:4).

Надо сказать, что неверующему человеку лучше было бы не рассуждать о спасении. Зачем говорить о том, чего, с его точки зрения, не существует? Рассуждениями о Боге и спасении он причисляет себя к верующим людям, и этим сам осуждает себя. Он уподобляется дьяволу, который и знает, что Бог есть, и отвергает Его. Поэтому, если веры мы не имеем, разумно будет нам не пустословить, и не рассуждать о Рае и аде. Лучше уж просто жить той жизнью, которую даёт Бог, - а если в сердце найдется хотя бы маленькая искорка веры, то уповать на Его милосердие.

Ну а если совесть наша призовет нас к покаянию и вере в Христа, то рассуждать уже нужно о том, как идти путем веры. В этом случае человек сам убеждается в том, что Отцы правильно описали путь спасения. Для нашего эгоизма и страстей он представляется ужасным. Однако это касается лишь взгляда с внешней стороны. Евангелие же говорит совсем о другом. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, - взывает Христос, - и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:28-30).

Господь никому не творит зла. Если же мы не видим того великого блага, которое любовь Божия преизобильно изливает на каждого из нас, то винить нам в этом некого. Мы сами отворачиваемся от Бога.

АНТИНОМИЯ ГЕЕННЫ, АД - Есть удел человечества, изгнанного из Рая, ВЕРА - И неверие, СВОБОДА - Человека, СПАСЕНИЕ - Людей иной веры и неверующих, СПАСЕНИЕ - Трудность спасения, СТРАСТИ - Причина страданий человека - В аду, СПАСЕНИЕ - Есть плод свободного выбора человека, СПАСЕНИЕ - Количество спасаемых, ЧЕЛОВЕК - Падение человека – Смертность и страдание