Дорогой о Господе батюшка!
Разъясните, пожалуйста, как правильно поступить православному верующему человеку в такой ситуации: находясь среди неверующих родственников (пригласили на день рождения, например), кто-то из них язвительно стал отзываться об одном человеке, что, мол, пил, а теперь в церковь стал ходить, и т.д. Понятно, что такое слышать верующему тяжело, и, если промолчать, а только помолиться в душе, не будет ли это отнесено к тому, что молчанием предается Бог? Может, надо не молчать, а защищать свою веру? Вот бывают такие ситуации, когда не знаешь, как правильно поступить. Помогите, батюшка, советом и наставлением!
С искренним уважением – р.Б. Валентина.
|
Бог вас благословит, Валентина!
Всё смешалось в вашем вопросе. Если вас пригласили в гости, то надо рассуждать о нормальном общении за столом. Весьма невежливо, например, приглашать человека в гости, и начинать глумиться над его верой. Поэтому, очевидно, надо подумать, как поставить себя так, чтобы вас и вашу веру уважали. Иначе как общаться и ходить в гости?
Надо сказать, однако, что в своём вопросе вы говорите не о злословии собственно веры, а о злословии человека, который жил не совсем хорошо, но пришел к вере и, по-видимому, изменился. На самом деле именно в таком изменении и состоит великая слава Церкви, и тот плод, который она приносит в мире. Почему тогда вы должны обижаться, и даже думать, что молчанием предаётся Бог? С другой стороны, мы, христиане, должны бы со смирением относиться к тому, что нас осуждают или злословят. Потому что обвинения всегда бывают справедливы, и действительно напоминают нам о наших грехах. Перемены, происшедшие в нас, есть плод благодати Божией, - и чаще всего еще не являются нашим глубоким внутренним изменением. Поэтому терпение поношений и злословия не является для нас чем-то странным. Они даже помогают нам на пути покаяния, и открывают верующему человеку путь в рай. «Если кто отвергает от себя праведное, или неправедное обличение, - говорит прп. Иоанн Лествичник, - тот отвергается своего спасения». Но только глупо было бы приходить в гости и садиться за стол для того, чтобы тебя поносили и злословили.
Однако речь в вашем вопросе не идет ни о злословии веры, ни о злословии лично вас. Пишете вы лишь об осуждении человека. Осуждение, действительно, является грехом, и мы, христиане, должны бы от него уклоняться. Но здесь уже можно проявить и некоторое терпение, ибо все наши родственные разговоры за столом обычно именно и сводятся к перемыванию косточек друг другу. Если же осуждение приобретает уже совсем неприличный характер, то снова возникает вопрос хотя бы о некоторой культуре поведении за столом.
Однако и осуждение не является проблемой вашего вопроса. Не оно вызывает у вас возмущение. О чем же вы тогда пишете? Удивительно, но о том, что вас задело, вы на самом деле ничего не написали. Поэтому остаётся предположить, что здесь мы имеем дело лишь с теми же эмоциями и страстями, что и у всех других участников родственных разговоров. От того, что они направлены в разные стороны, суть их не меняется. Одних, например, раздражает то, что человек ходит в Церковь, других - что не ходит; один злится, когда Церковь хвалят, а другой – когда ругают. Но в обоих случаях мы имеем дело с той же злобой и раздражением. Поэтому если мы пойдем на поводу у своих страстей, и вступим в скандал, чтобы нашим молчанием не предавался Бог, то поставим себя на одну доску с теми, кто ругает Церковь, и даже подтвердим этим, что ругают они нас справедливо.
Чтобы понять, как себя вести нужно отложить свои страсти, и постараться разобраться, что происходит. Соответственно будет понятно, как поступать в той или иной ситуации. Иногда, например, разумный человек может и объяснить, что благие изменения, происходящие с верующими людьми, собственно, и являются смыслом церковной жизни. Иногда можно и промолчать, а иногда поставить себя так, чтобы наши религиозные взгляды уважались, хотя бы из одной вежливости. А в каких-то случаях можно подумать: стоит ли мне вообще ходить на подобные застолья?
Пока вы рассматриваете только два крайних варианта: или молчать, не смотря ни на что, или начать спорить, чтобы молчанием не предавался Бог. Однако все крайности исходят от бесов, как сказали Отцы. Христианская же духовная культура состоит в другом – отложить свои страсти, и постараться поступить разумно.
|