Участие в Литургии и причащение Святых Таин завещал нам Сам Господь. Сие творите в Мое воспоминание, - сказал Он своим ученикам на Тайной Вечере. (Лук.22:19). Поэтому в воскресные и праздничные дни, которые, согласно христианскому пониманию четвертой заповеди, мы стараемся посвящать Богу, христиане с самых первых времен собирались для служения Литургии и причащения Святых Христовых Таин. Вечернее богослужение накануне этих дней, получило со временем название всенощное бдение. (Богослужебный день начинается в Церкви с вечера предыдущего дня.) Эти общие молитвы и таинство Причастия до нашего времени сохраняются в традиции Церкви, и лежат в основании её внутренней благодатной жизни.
Традиция эта существует в Церкви совсем не потому, что мы, христиане, кому-то чем-то обязаны, а потому, что это великое благо. Если же человек этого блага не понимает, и не хочет для себя, то это может свидетельствовать только о том, что он чужд благодатной жизни Церкви. Этот вывод делают и канонические Правила Церкви. Так, 80 Правило 6 Вселенского собора отлучает от Церкви тех, кто без достаточных причин пропустит три воскресные службы. На самом деле правило не изгоняет человека из Церкви, как это может показаться со стороны, а лишь констатирует факт, что он отпал от благодатного и спасительного общения с ней. Такое случается, к сожалению, нередко: человек считает себя верующим и православным, но это остаётся только словами, за которыми ничего не стоит. Такому человеку канонические правила и свидетельствуют, что на самом деле он находится вне Церкви.
Было бы странно для христианина не видеть смысла в церковной молитве и причастии Святых Таин. Если же вы понимаете, что общая молитва в храме и участие в литургии необходимы для вас, то какой смысл вкладываете в вопрос: обязаны ли вы это делать? Здесь можно рассуждать только об обстоятельствах и причинах, которые могут в тех или иных случаях помешать церковному общению.
|