Рассуждения, которые вы приводите, ни к чему вас не ведут, и привести не могут. Ибо самокопанием человек всегда занимается только с одной целью: оправдать своё нежелание сделать правильный нравственный выбор. Однако только этот выбор, основанный на вере, спасает человека. Результатом его может оказаться некоторое простое решение, понятное ребенку (Матф.11:25), - пойти на исповедь, раскаяться в своих грехах, и жить в заповедях Божиих. Решение это будет отличаться от всех остальных рассуждений своим смирением и реальностью. Это и есть покаяние. Оно приносит великие плоды. Покаяние – это именно решение отойти от греха, и начать новую жизнь.
Вы же это решение подменяете рассуждениями. Однако пока нравственный выбор не сделан, рассуждения о духовной жизни не могут иметь смысла. Духовная жизнь начнется только тогда, когда вы реально обратитесь к покаянию и вере. Без этого обращения все рассуждения являются не более как самообманом, и с точки зрения реальной духовной жизни никакого смысла не имеют.
Например, вы задаете вопрос: как приобрести веру, если нет страха Божия? Но на самом деле проблема именно в том, чтобы обрести веру, - и только после этого можно рассуждать о страхе Божием. Как можно бояться Бога, не имея веры в Него? С другой стороны, если человек чего-то боится, не имея той надежды и утешения, которые дает вера, то страхи эти могут привести разве что к душевному расстройству.
Далее вы пишете, что только память смертная может сохранить от греха. Но память о смерти сама по себе не хранит от греха. Только если у человека есть вера, память о смерти может помочь ему на пути к Богу. Без веры же мысли о смерти тоже могут привести только к депрессии и душевному расстройству. От греха же страх перед смертью не избавляет, даже наоборот – часто именно из этого страха люди и грешат. Например, идут на любые преступления, чтобы продлить себе жизнь, или пускаются во все тяжкие, рассуждая, что все равно скоро умирать.
Слова молитвы (о чем вы пишете далее) могут доходить до сердца тоже только при наличии веры. Так же и трезвение (бдение над собой) может быть только результатом жизни по вере. Без покаяния и веры, что толку внимательно наблюдать за своими грехами?
Трагические события тоже не избавляют от греха. Действительно, иногда они могут стать толчком к переосмыслению своей жизни, покаянию и вере. Но именно вера всегда остается во главе угла. Если же беды и скорби к вере не приводят, то вести они могут только к унынию и грехам.
Даже само желание не грешить, без веры может привести человека в еще худшее состояние. Когда нечистый дух выйдет из человека, - говорит нам об этом Евангелие, - то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там . Т.е. человек, отказавшись от греха, должен обязательно заполнить пустоту своей души верой, и жизнью по вере. Иначе грехи возвращаются, - и бывает для человека того последнее хуже первого (Лук.11:24-26).
Если мы зададим вопрос: почему человек так часто не находит Бога, и продолжает жить по своим страстям? – то ответ будет один: Потому что ищем мы не столько веру, сколько оправдание своему неверию и грехам. Если же человек на самом деле ищет веру, то находит её обязательно (Матф.7:8). Тогда вера преображает всю его жизнь, и открывает путь к сохранению заповедей Божиих.
Да поможет вам Господь встать на этот путь!
|