533:


    Здравствуйте, о. Александр и о. Владислав. Спасибо вам, что находите время отвечать на наши вопросы и помогаете нам по мере сил. Разрешите задать еще один вопрос: что такое анафема? Является ли она синонимом понятия "отлучение от Церкви"? И последнее: был ли предан анафеме Лев Толстой, и насколько часто в современной церковной практике прибегают к анафеме? Заранее благодарна

    Ирина
 
:


Анафема действительно означает отлучение от Церкви. Но это не значит, что Церковь отвергает тех, кто в ней находится. На самом деле анафема является лишь внешним свидетельством об уже совершившемся отпадении человека от Бога и Церкви. Можно было бы не свидетельствовать об этом и не сообщать об отлучении, если человек, например, просто отпал от Церкви и верит так, как хочет сам. Так обычно и происходит в наше время, когда множество крещеных людей верит в самые разные вещи, или вообще ни во что не верит. Отлучение же имеет смысл в том случае, если человек при этом продолжает считать себя членом Церкви, или так могут считать другие, и смущаться этим. Последнее относится и к Толстому. Поэтому, очевидно, появилась необходимость засвидетельствовать его отпадение от Церкви. Сам Толстой, хотя и не понимал учения Церкви, все-таки прекрасно знал, что придуманная им интерпретация веры ничего общего с этим учением не имеет. Так что лично для него ничего не изменилось.

Честно говоря, я не знаю случаев отлучения от Церкви в наше время. По-видимому, сегодня такой необходимости, как правило, не возникает.

АНАФЕМА, ТОЛСТОЙ - Отлучение