Бог вас благословит, М...!
Вы правильно говорите, что, будучи христианами, мы не можем плохо относиться к какому-либо человеку, а тем более, к целой нации.
Апостол Павел пишет о судьбе Еврейского народа и о духовном смысле того, что произошло с ним после рождения Христа в 11 главе послания к Римлянам. Смысл его рассуждения заключается в созерцании непостижимой глубины богатства и премудрости и разума Божия (ст. 33). Евреи хранили веру, пока не пришел Христос, и затем отпали от неё, но ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени пока войдет полное число язычников (Рим.11:25). …Они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (Рим.11:31). Само же будущее обращение иудеев Апостол понимает как великую славу Божию: Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим. 11,15). В последние времена, когда мир потеряет веру в Христа, Его примут евреи.
О внешнем положении и деятельности евреев в современном мире с точки зрения христианского учения рассуждать не имеет большого смысла, потому что к духовным проблемам веры это не имеет прямого отношения. Евреи, очевидно, имеют некоторое преимущество перед христианскими народами, внутри которых живут, потому что сохраняют свое национальное и религиозное единство. Но проблема наша не в том, что они его сохраняют, а в том, что его в большой степени потеряли мы.
Издевательствам же и гонениям Церковь подвергается всегда. Причем это в христианстве понимается не только как нечто нормальное, но даже как радость. Вот, например, что говорит книга Деяний о святых апостолах: Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Мы говорим о внешних гонениях как о чем-то странном и неожиданном, а между тем мир никогда не относился по-другому к христианам. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас (1Иоан.3:13). Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Иоан.15:19).
Однако сегодня редко нам выпадает пострадать именно за Христа. Чаще неприятности связаны с нашим неправильным поведением, или неправильным пониманием веры. Мы легко втягиваемся в споры, раздражаемся, не умеем правильно строить отношения с людьми. Например, когда коллеги по работе подвергают вас и вашу веру «буквально издевательству», как вы пишете, то проблема эта совсем не религиозная. Чтобы не метать бисер перед свиньями, как вы пишете, нужно подходить к ней с точки зрения профессиональной этики, принятых норм общения, или просто приличного поведения. Вы задаете очень странный вопрос: «Как смолчать?». У вас нет задачи именно молчать, и даже наоборот, - надо обязательно постараться добиться нормального общения, которое позволяло бы избегать хотя бы прямого хамства. Иначе, как работать вместе? Но спорить о вере в такой ситуации было бы более чем неразумно.
Если, например, человек заявляет, что он не верит в Христа, а верит в Будду, или в коммунизм, то почему вы должны обязательно как-то на эти антихристианское заявление реагировать? В конце концов, это его личное дело, во что верить. Но если такого рода заявления будут делаться в форме, клеветы, оскорбления религиозных чувств, разжигание межрелигиозной ненависти, и проч., то это может вызвать необходимость определённых действий. Но речь здесь должна идти не о вероучительных спорах, а именно о неприличном поведении, или нарушении закона.
Согласитесь, мало толку было бы обсуждать истинность христианской веры с теми, кто устроил кощунственную выставку в центре Сахарова, о которой вы упомянули. Рассуждать здесь можно только в правовых терминах – например, об антиобщественном характере акции, разжигании межрелигиозной вражды, и проч. Это даст возможность преследовать её организаторов по определённым статьям закона. Сколько мне известно, именно так и было сделано на этот раз, и это, на мой взгляд, является движением в правильном направлении. Ибо эмоциональный протест, как правило, бывает основан на наших страстях, и приводит к результатам, которые устроители подобных акций и хотят достигнуть. Если мы идем у них на поводу, то это в первую очередь означает, что мы плохие христиане. Что толку ругать евреев за то, что они евреи? Но сформировать законы и общественное мнение, которые исключали бы сахаровские акции, - наша задача.
Правильному отношению к вещам мы учимся из Священного Писания и святоотеческих книг. Это является ответом и на ваш вопрос об отношении к Солженицыну. Совершенно очевидно, что он к Святым Отцам никакого отношения не имеет, и духовным учителем быть не может. Что же касается его литературных трудов и общественно-политической деятельности, то оценку их вполне можно оставить литературоведам и политикам.
Да поможет вам Господь на пути к вере и мудрости Святых отцов!
|