525:


    Батюшка, благословите.
    Интересует меня вот что.
    1. Отношение православия к евреям. С одной стороны я понимаю, что я как человек православный не могу судить их и ненавидеть, тем более что неоднократно мне на это указывали и некоторые священнослужители. С другой стороны не далее как неделю назад, оказавшись в одном обществе (случайно - по работе), я как православный, подвергся буквально издевательству со стороны евреев. Я, конечно, понимаю, что перед свиньей бисер не мечут, но как смолчать перед тем, когда унижают то, что ты считаешь неприкосновенной святыней. Батюшка, что посоветуете почитать, кроме послания апостола Павла к евреям? Как реагировать на антихристианские заявления иудеев?
    К тому же почти все политики, представители СМИ, "правозащитники" (например те, которые устраивали выставку в центре Сахарова), которые проводят, по сути, антирусскую пропаганду - евреи.
    2. Отношение к Солженицыну. Почему ему создали чуть ли не ореол "святого" "совести нации"? Хотя известно, что в 1972 году он открыто выступал против Патриарха Пимена. Как относиться к его книгам. На мой взгляд, они наполнены какой-то ненавистью.
    Спаси Господи.

 
:


Бог вас благословит, М...!

Вы правильно говорите, что, будучи христианами, мы не можем плохо относиться к какому-либо человеку, а тем более, к целой нации.

Апостол Павел пишет о судьбе Еврейского народа и о духовном смысле того, что произошло с ним после рождения Христа в 11 главе послания к Римлянам. Смысл его рассуждения заключается в созерцании непостижимой глубины богатства и премудрости и разума Божия (ст. 33). Евреи хранили веру, пока не пришел Христос, и затем отпали от неё, но ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени пока войдет полное число язычников (Рим.11:25). …Они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (Рим.11:31). Само же будущее обращение иудеев Апостол понимает как великую славу Божию: Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим. 11,15). В последние времена, когда мир потеряет веру в Христа, Его примут евреи.

О внешнем положении и деятельности евреев в современном мире с точки зрения христианского учения рассуждать не имеет большого смысла, потому что к духовным проблемам веры это не имеет прямого отношения. Евреи, очевидно, имеют некоторое преимущество перед христианскими народами, внутри которых живут, потому что сохраняют свое национальное и религиозное единство. Но проблема наша не в том, что они его сохраняют, а в том, что его в большой степени потеряли мы.

Издевательствам же и гонениям Церковь подвергается всегда. Причем это в христианстве понимается не только как нечто нормальное, но даже как радость. Вот, например, что говорит книга Деяний о святых апостолах: Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Мы говорим о внешних гонениях как о чем-то странном и неожиданном, а между тем мир никогда не относился по-другому к христианам. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас (1Иоан.3:13). Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Иоан.15:19).

Однако сегодня редко нам выпадает пострадать именно за Христа. Чаще неприятности связаны с нашим неправильным поведением, или неправильным пониманием веры. Мы легко втягиваемся в споры, раздражаемся, не умеем правильно строить отношения с людьми. Например, когда коллеги по работе подвергают вас и вашу веру «буквально издевательству», как вы пишете, то проблема эта совсем не религиозная. Чтобы не метать бисер перед свиньями, как вы пишете, нужно подходить к ней с точки зрения профессиональной этики, принятых норм общения, или просто приличного поведения. Вы задаете очень странный вопрос: «Как смолчать?». У вас нет задачи именно молчать, и даже наоборот, - надо обязательно постараться добиться нормального общения, которое позволяло бы избегать хотя бы прямого хамства. Иначе, как работать вместе? Но спорить о вере в такой ситуации было бы более чем неразумно.

Если, например, человек заявляет, что он не верит в Христа, а верит в Будду, или в коммунизм, то почему вы должны обязательно как-то на эти антихристианское заявление реагировать? В конце концов, это его личное дело, во что верить. Но если такого рода заявления будут делаться в форме, клеветы, оскорбления религиозных чувств, разжигание межрелигиозной ненависти, и проч., то это может вызвать необходимость определённых действий. Но речь здесь должна идти не о вероучительных спорах, а именно о неприличном поведении, или нарушении закона.

Согласитесь, мало толку было бы обсуждать истинность христианской веры с теми, кто устроил кощунственную выставку в центре Сахарова, о которой вы упомянули. Рассуждать здесь можно только в правовых терминах – например, об антиобщественном характере акции, разжигании межрелигиозной вражды, и проч. Это даст возможность преследовать её организаторов по определённым статьям закона. Сколько мне известно, именно так и было сделано на этот раз, и это, на мой взгляд, является движением в правильном направлении. Ибо эмоциональный протест, как правило, бывает основан на наших страстях, и приводит к результатам, которые устроители подобных акций и хотят достигнуть. Если мы идем у них на поводу, то это в первую очередь означает, что мы плохие христиане. Что толку ругать евреев за то, что они евреи? Но сформировать законы и общественное мнение, которые исключали бы сахаровские акции, - наша задача.

Правильному отношению к вещам мы учимся из Священного Писания и святоотеческих книг. Это является ответом и на ваш вопрос об отношении к Солженицыну. Совершенно очевидно, что он к Святым Отцам никакого отношения не имеет, и духовным учителем быть не может. Что же касается его литературных трудов и общественно-политической деятельности, то оценку их вполне можно оставить литературоведам и политикам.

Да поможет вам Господь на пути к вере и мудрости Святых отцов!

ЕВРЕИ