Вы правильно говорите, что грехи наши вопиют к Богу. Но вот только в поиске виноватых в своих бедах мы уже давно и безнадежно запутались. Сначала нам мешал Царь-батюшка и Церковь, потом виноватыми стали большевики, которые, по-своему, пытались смотреть за нравственностью народа. Со всеми ими мы расправились ради свободы, и вот теперь, когда она наступила, обвиняем власть, что никто нас не сечет и за нравственностью не смотрит. Вот сейчас бы издал Президент вместе с Патриархом указ о запрещении греха – и перестали бы мы грешить. Тогда, правда, новый Салтыков-Щедрин (а их теперь полно в любой газете или телестудии) начал бы снова вещать об истории города Глупова, о том, как начальники могут только держать и не пущать, и пр. Мне вспоминается здесь популярная когда-то советская песня, написанная, очевидно, по мотивам Екклесиаста: «будут внуки потом – всё опять повториться сначала».
Если уж говорить о политике, то сегодня придется исходить из того, что законы принимает Дума, те депутаты, которых мы сами выбираем. Но большинство из них отнюдь не спешат начинать компанию по борьбе с абортами, потому что понимают, что никакой поддержки в народе им не найти. Таково реальное состояние всех нас, и боюсь, что определить, кто же в этом виноват, нам не удастся никогда.
То же самое отношение у нас и к собственной личной жизни. Здесь вы тоже правильно говорите о том, что супружеские отношения – это определенное снисхождение к нашей немощи. Правильно вы рассуждаете и об их необходимости для супругов, по многим причинам. Так же говорит и апостол Павел: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1Кор.7:5). Проблема лишь в том, что вследствие этих отношений появляются дети. И вот тут снова начинаются поиски: кто виноват, и что делать?
Тех, кто убивает детей в утробе матери, вы сурово осуждаете, вместе с виноватыми в их грехах Президентом и Патриархом. Выход же видите в том, чтобы детям вообще не появляться в этом мире. Вот если бы это разрешил закон Божий – то мы бы и избавились от «чувства вины непонятно за что», как вы пишете, - т. е. не имели бы проблем из-за никому не нужных наших детей, и стали бы, наконец, вполне счастливыми. Собственно, и сейчас, как вы подозреваете, проблема всего лишь в лицемерии священников. Где в Библии сказано об этом? – вопрошаете вы. Удивительно, но сами же вы вспоминаете при этом пример Онана. Но уклонение от деторождения - это как раз та цель, которую он преследовал, исполняя супружеский долг, и изливая семя на землю. Именно это и осуждает Библия. Чем отличается действие Онана от современных цивилизованных мужчин, которые изливают своё семя, простите, в презерватив? Или женщин, которые используют разные таблетки и спирали для того, чтобы семя изливалось напрасно, и не привело к зачатию? Поэтому Библию, очевидно, нам тоже придется причислить к виноватым в наших проблемах.
Путаница с виноватыми в наших грехах происходит по очень банальной и простой причине: грехи наши, - а виноватых мы пытаемся найти на стороне. Что делать - тоже до смешного очевидно: если человек видит, что грешит, то остаётся ему только одно: каяться в своих грехах и исправлять свою жизнь. Однако такие мысли как-то не приходят нам в голову. Почему-то мы уверены, что кто-то должен устроить нашу жизнь так, чтобы мы не грешили, а еще лучше, чтобы грешили, но при этом совсем не мучились совестью непонятно за что.
Вне веры, действительно, человек видит только одну возможность убежать от мучений совести: найти оправдания своим грехам. Однако попытки эти не приносят душе мира, ибо оправдаться перед Богом не может ни один человек. Евангелие же открывает совершенно другой путь. Это путь покаяния, на котором человек не оправдывает свои грехи, но получает прощение и примирение со своей совестью и Богом.
Оправдания же наши не стоят и выеденного яйца. Например, вы пытаетесь оправдать нежелание рожать детей квартирными условиями. Но действительно ли именно из-за квартиры мы не хотим рожать детей? Если, например, квартирные проблемы разрешатся – будем ли мы рожать всех детей, которых пошлет Господь? Да и в существующих обстоятельствах верующий человек не должен бы унывать. Ведь Господь прямо обещает, что если мы взыщем Царство Божие (т. е. будем иметь веру и жить в заповедях Божиих) то всё, что необходимо, будет у нас. С другой стороны, можно и потерпеть некоторую тесноту, ибо мы знаем, что узок путь, и тесны врата, ведущие в жизнь (Матф.7:14). С третьей же стороны, мы можем и должны трудиться, чтобы свои жилищные условия улучшить. Даже само супружеское воздержание, когда оно необходимо, становится возможным только в здоровой трудовой жизни семьи. Нам оно представляется чем-то фантастическим именно потому, что наша жизнь сориентирована лишь на потребление и удовольствия. Действительно, сидя на диване перед телевизором с бутылкой пива, вряд ли кто-нибудь дождется, чтобы Президент, или Патриарх решил его жилищные проблемы или избавили от блудных похотей. В похотех есть всяк праздный: руки же мужественных в прилежании, - говорит премудрый Соломон (Прит.13:4).
Если постараться понять, что действительно мешает рожать детей, то мы будем иметь дело с гораздо более глубокими духовными проблемами, чем квартирные условия. В самом деле, почему мы так уверены в том, что можем только удовлетворять свои страсти, а детей рожать не можем? Почему не можем терпеть трудности, воздерживаться, трудиться? Почему не имеем веры, и надежды на Бога? И, главное, почему мы решили, что за нас наши проблемы должен решать президент или Патриарх?
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных (Пс.140,4), - поем мы на каждом вечернем богослужении, и особенно на литургии Преждеосвященных Даров в дни Великого Поста. Кстати в будние дни этого поста поется и вторая песня канона, которая в другое время обычно опускается. Конечно, с цифрой 2 не связано никаких суеверий. Разве что неприятные ассоциации у школьников и студентов.
В начале вашего вопроса прозвучала тревога за судьбу страны. Действительно, в России сейчас живет менее 150 млн. человек. Например, в соседней Японии, которая по сравнению с нашей огромной территорией – наперсток, живет около 120. А что сказать о Китае и других наших соседях? Так что другой надежды, кроме как жить по воле Божией и рожать детей, у нас на самом деле нет.
Проблема только в том, чтобы найти этот путь, и иметь благую волю и веру для того, чтобы идти по нему.
|