456:


    Благословите, отец Александр!
    1)Почему православная церковь не может молиться за еще не родившихся детей? Даже нет молитвы матери о ребенке в ее утробе. Но ведь он уже есть! (В католической церкви можно подавать записки о здравии еще не родившихся и упокоении не рожденных - убитых в аборте).
    2)В молитве беременной постоянно повторяются мотивы: "... болезней и опасностей, с которыми рождают...", " ...скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения...", "...смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения...". Все это может быть во время родов. Но, получается, женщина "настраивает" себя на болезненный, мучительный процесс?
    Благодарим за ваши ответы.

    Денис, Юлия
 
:


1) Молитвы, которые приняла и хранит Церковь, дают нам понимание, что такое молитва, с какими мыслями и чувствами можно приступить к Богу.

Я думаю, что традиция не разделять в молитве мать и ребёнка в её утробе основана на здравом и целостном восприятии жизни. Если мы молимся о матери, то это означает, что мы желаем ей выносить и благополучно родить ребёнка, т.е. молимся о нем. Самого ребенка мы еще не видим, его судьба в этом мире еще не началась, и молиться отдельно о нём означало бы не только искусственно противопоставлять его матери, в утробе которой он пока еще находится и с которой нерасторжимо связан всеми своими жизненными функциями, но и вводить в молитву элемент воображения, фантазии о том, какой он есть и будет. Искренне молиться мы можем только о человеке, которого знаем, иначе молитва становится формальной. Я думаю, что каждая мать, молясь о милости Божией к себе, неминуемо молится в своём сердце и за своего будущего ребенка, в той мере, в какой её любовь предваряет то, что она еще не видела своими глазами.

Что же касается мечтаний и чувственных образов в молитве, когда человек что-то себе представляет или внушает, и об этом молится, то это, действительно, сколько я могу судить, является существенной особенностью представления о молитве в Католической Церкви. Но такое понимание молитвы выводит её из области реального, и делает больше самовнушением, чем молитвой Богу. Последствия этого могут быть очень плохие. Однако, милостью Божией, рядовые католики, по-видимому, молятся не много.

В утешение можно сказать, что мы тоже неотвратимо двигаемся по пути всего цивилизованного человечества, и на все молитвы, имеющие спрос, скоро, надо думать, будет предложение и у нас. Но пока в наших православных молитвословах в большой мере сохраняется целостный и реалистичный взгляд на жизнь.

2) Все мы знаем, что роды являются великим испытанием для женщины, может быть, самым важным в её жизни. Об этом говорит ещё Ветхий Завет. Описывая грехопадение людей, и изгнание из Рая он говорит: Жене сказал (Господь): умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; (Быт.3:16). Подтверждает это определение Ветхого Завета и Евангелие. Однако оно указывает не только на скорбь, но и на радость: Женщина, когда рождает, - говорит Христос, - терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Иоан.16:21). В каком-то смысле это общий закон нашей жизни на земле: мы терпим скорби (несём свой крест) и имеем радость.

В христианской духовной традиции принято не обманывать ни себя, ни других, и ничего себе не внушать, а уповать на милосердие Божие. Мы действительно имеем настоящие скорби, но верим в Бога, и имеем настоящую надежду, утешение и радость.

Да поможет вам Господь.

КАТОЛИЦИЗМ - Молитва, МОЛИТВА - Прошения в молитве - О еще не родившемся ребенке, МОЛИТВА - Чувственные образы, самовнушение, ложная молитва, РОДЫ, СКОРБИ