3567:


    Здравствуйте, о. Александр.
    Я хотел бы задать сложный вопрос.
    Как православный человек находит в себе мотивацию и силы на бесконечные жизненные дела?
    Общеизвестный факт, что люди очень положительно реагируют на искреннюю похвалу или одобрение и плохо на критику (даже очень обоснованную и заслуженную). Есть много книг и методик «работы с людьми», советующих, скажем, на работе начинать «разбор полетов» с подчеркивания положительных моментов, отмечания заслуг и хваления отдельных сотрудников.
    Это работает. Я сам люблю, когда со мной мягко и подхваливая (в то же время сам я – «колючий»).
    С другой стороны в мире существуют разные учения (или течения?), которые строятся вокруг фразы Спасителя: «Возлюбите ближнего своего, как самого себя». В этих учениях-течениях акцент сделан на слово «себя».
    Получается как бы: «к себе относитесь, как к другому, говорите себе такие же слова, которые сказали бы близкому человеку», откуда развиваются многие практические советы по «самосовершенствованию». Например, находить возможности похвалить себя или ободрить словом. Даже говорить перед зеркалом себе «я люблю тебя».
    Это не обязательно взращивание эгоизма. Это бывает и от чувства хорошо выполненной работы или довольства собой (где там эта грань с самодовольством?). Вот слышал, даже Пушкин, написав «Онегина», сказал себе: «Ай, да Пушкин! Ай, да молодец!»
    А когда-то я уделял этому всему большое внимание, но, с тех пор, как пришёл к Православию, в такие «методики» и советы не вдаюсь.
    Православное совершенствование более основано на понятиях: «видение своих грехов», «смирение» (Святые Отцы используют и более весомые слова «самоуничижение», «самобичевание», «нелюбление себя» и т.п.). Понятно, что кто видит свои грехи, «как песок морской», не будет нахваливать себя перед зеркалом, а плакать.
    Я не встречал, чтобы Святые Отцы советовали, столкнувшись с несправедливостью или обидой, утешать себя: «ну-ну, ты сделал всё, что мог». Надо смиряться и думать, что Бог, наверное, вразумил за скрытые грехи.
    Моя жизнь как-то сама подвела меня к вопросу о ежедневной самомотивации: как заставлять себя что-то сделать? Вставать каждое утро, идти на работу, повышать квалификацию, сидя над учебником по ночам, как выносить несправедливость и обиды и т.д.
    Это всё на фоне вечной усталости, работы без праздников и выходных, семейных забот (которые тоже берут немало)...
    Проблема не только в том, что надо что-то делать, а не хочется (это полбеды). Если бы, скажем, на работе требовалось только присутствие (как часто бывает) – вопроса бы не было. Беда в том, что надо делать дело ХОРОШО. Моя работа и учёба требуют изрядной самоотдачи – иначе не прокатывает. Результат часто нужен только хороший (если не лучший) - или всё насмарку.
    Такие вызовы требуют и настраивать себя соответственно.
    Я бы рад сказать: «сделаю, сконцентрируюсь или стерплю Христа ради», но, к сожалению, в моём духовном и душевном состоянии такая мотивация работает плохо.
    Вот если в предстоящем деле задеты струнки честолюбия (недавно стал его в себе осознавать), гордости или упрямства, оно спорится лучше.
    Не только плохие струнки, впрочем, есть также интерес или удовольствие от хорошо сделанного дела, например. Но когда сильно устаёшь, такие мотиваторы слабеют, а дела бросить нельзя.
    Если начать подхваливать себя, прощать себе ошибки и т.п., как когда-то читал в разных «психотехниках», то идёт лучше, но здесь полно места для лукавства, и, к тому же ведь, это не по-православному.
    Получается: надо честно трудиться, находить время для ближних (это часто жертва), и в то же время каяться в грехах, и иметь чистый мотив в сердце для всех дел...
    А на всё это сил нет, и дела не бросишь, чтобы только сидеть и чисто каяться...
    Причём не осталось только правильных сил, а прочих в душе сколько угодно, и их можно использовать (например, честолюбие). Но ведь нельзя – грех.
    С другой стороны, и в благом деле часто случаются не слишком чистые мотивы...
    Как быть?
    PS. Перечитал вопрос и понял, что не выразил чего-то важного, но лучше всё-таки отправлю. Иногда в ваших ответах и рассуждениях нахожу больше, чем спрашивал.
    Помолитесь за меня, пожалуйста, отчего-то христианская жизнь вообще не спорится, несмотря на то, что в попытки, кажется, вкладываю всё, что могу. Что-то Бог от меня хочет, наверное, а я, грешный, не пойму.
    С уважением.

    Дмитрий
 
:


Бог Вас благословит, Дмитрий!

То, что от Бога - всегда просто. Конечно, всем нам приходится много работать (Библия). Но ведь мы можем искать такую деятельность, которая приносит определённое творческое удовлетворение. Нередко приходится и потерпеть. В этом нет ничего страшного.

Например, мне в своё время приходилось, очевидно, гораздо труднее, чем Вам. Были так называемые "застойные времена", и заниматься тем, чем я хотел, официально было невозможно. Поэтому мне приходилось зарабатывать деньги на жизнь, в основном, трудом грузчика (а у меня было четверо детей), и лишь в свободное время заниматься тем, что меня интересовало. Но по поводу труда у меня не было больших огорчений. Я даже уверен, что всё это пошло мне на пользу, в том числе и физический труд (с которого, например, всегда начинают в монастыре).

Да поможет Господь найти и Вам благой путь веры в своей жизни. Учений же и течений в мире, действительно, существует великое множество. Но настоящий духовный плод приносит только святоотеческое учение Церкви.